Дефекты индивидуальных правовых актов органов публичной власти: понятие и классификация
Аннотация
В статье рассматривается природа индивидуальных правовых актов органов публичной власти, приводится авторское понятие дефектов индивидуальных правовых актов органов публичной власти. Разработана авторская классификация дефектов индивидуальных правовых актов органов публичной власти и анализируются основания классификации: по природе; по последствиям; в зависимости от того, нарушает ли дефект индивидуального правового акта права, свободы и законные интересы субъекта соответствующих правоотношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2023 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2023-12-21-24 |
Органы публичной власти, к которым относятся органы государственной власти федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ), принимают как нормативные правовые, так и индивидуальные правовые акты.
Признаки нормативного правового акта приведены в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». К ним относятся: 1) издание в установленном порядке уполномоченным органом публичной власти; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения); 3) обязательность для неопределенного круга лиц; 4) предназначенность на неоднократное применение; 5) направленность на урегулирование, изменение или прекращение общественных отношений.
Под индивидуальным правовым актом органа публичной власти понимается решение (в устной или письменной, в том числе электронной, форме) или действие, содержащее обязательное для реализации предписание или их совокупность, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения для индивидуально-определенного круга лиц, носящее конкретный и персонифицированный характер.