Содержание экспертизы в сфере государственного управления
Аннотация
В статье обозначена проблема отсутствия в Российской Федерации единого федерального закона, который бы унифицировал понятия и систематизировал положения о государственной экспертной деятельности. Вопросы организации и проведения экспертиз государственными органами регламентированы нормативными правовыми актами различного уровня и юридической силы. Отсутствие системного подхода порождает проблему разнопланового и фрагментарного регулирования организации проведения экспертиз органами исполнительной власти. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на формировании подзаконного нормотворчества и правоприменении. Решение данной проблемы автору статьи видится в теоретическом обосновании природы экспертизы в сфере государственного управления. Результаты исследования данного вопроса позволили представить экспертизу как системное правовое явление, отражающее основные элементы, в процессе взаимодействия которых обеспечивается получение положительного результата реализации полномочий органов исполнительной власти по организации проведения экспертиз и достижение целей государственного управления. Для понимания природы экспертизы в сфере государственного управления автором статьи использован специальный методологический прием категориального анализа — «Универсальная схема взаимодействия». Его применение позволило выделить сущностные характеристики объекта исследования и сформулировать понятие экспертизы в сфере государственного управления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2023 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2023-12-12-16 |
Обязательной составляющей процедуры принятия многих государственно-управленческих решений является экспертиза. Вместе с тем единой нормативной основы, закрепляющей сущностные характеристики данного правового института, российское законодательство не имеет. Такая ситуация порождает проблему бессистемного правового регулирования экспертной деятельности в сфере государственного управления, на что в российской науке обращается особое внимание. Во многом это является следствием отсутствия теоретического обоснования природы экспертизы в сфере государственного управления. Представляется, что наиболее точное определение содержания исследуемой категории послужит ориентиром для ее надлежащего оформления в законодательстве.
Методология исследования
В целях решения обозначенной проблемы автором выбран категориальный метод научного познания «Универсальная схема взаимодействия». Впервые данный прием был использован американским профессором Юджином Одумом. Применение категориального метода предполагает: 1) выделение ресурса, выступающего источником взаимодействия элементов, составляющих объект исследования; 2) их описание; 3) характеристика полученного результата; 4) обоснование эффекта влияния результата на объект и его окружение.