Дата публикации: 22.11.2023

Дискреционные административные акты органов публичной администрации — проблемы и перспективы

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению эффективности применения дискреционного полномочия (право усмотрения) на территории Республики Узбекистан. Рассматриваются теоретические и практические подходы к всестороннему анализу концепции усмотрения. Приводятся примеры, свидетельствующие о противоречивости усмотрения или же, напротив, неумелого применения дискреционного полномочия должностными лицами публичной администрации. Приведены статистические данные, демонстрирующие недействительность административных актов с применением права усмотрения. Критически проанализировано отсутствие в законодательстве ответственности за издание недействительных административных актов. Рассматриваются возможности имплементации ответственности должностных лиц за издание недействительных административных актов, наносящих значительный вред правам и интересам заинтересованных лиц. Автором продемонстрировано, что возможности имплементации не базируются исключительно на предположениях, был изучен опыт зарубежных стран, сформировавший представление о возможных благополучных последствиях внедрения изменений в законодательство. Рассматривается и считается эффективным институт доносительства или по-другому — институт «информирования» за соответствующее вознаграждение за неправомерное применение дискреционных полномочий (права усмотрения). Представлена возможность повышения эффективности применения дискреционных полномочий (право усмотрения), а также уменьшение количества недействительных административных актов, отменяемых судебными органами.




В условиях построения демократического правового государства неотъемлемым элементом является «дискреционная власть государственного управления». Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что соотношение усмотрения (дискреционной власти) напрямую связано с такими принципами, как «законность», «справедливость» и «целесообразность».

Защита прав и законных интересов личности зависит от правоприменительных взаимоотношений. Другими словами, человек сосредоточивается в центре внимания, становясь неотъемлемым носителем прав и свобод. «Усмотрение» в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой определяется как заключение, мнение, решение. Единоличное решение должностного лица, имеющего власть (на основании собственного мнения, а не по закону). Согласно ст. 4 Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах» (далее — Закон), административное усмотрение (дискреционное полномочие) — это право, применяемое административными органами по своему усмотрению. Любое действие, разрешенное законодательством к нарушению, или при условии вашей собственной оценки законности и целесообразности воздержания от применения соответствующего действия.

Административное усмотрение является весьма спорным вопросом из-за своих противоречий. Это противоречие возникает из-за того, что как практическое требование оно фактически противоречит сущности права, ограничивающего свободу действий.

Список литературы

1. Березин А.А. Пределы правоприменительного усмотрения : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Березин. Нижний Новгород, 2007. 200 с.
2. Одарченко А.Н. О пределах административного усмотрения / А.Н. Одарченко // Право и жизнь. 1925. № 6. С. 3–12.
3. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах / под редакцией Т.Ф. Ефремовой. Москва : АСТ, Харвест, Астрель, 2005.

Остальные статьи