Дата публикации: 22.11.2023

Современное состояние и перспективы развития оказания государственных услуг в Российской Федерации

Аннотация

Приводятся сведения, подтверждающие актуальность создания и развития системы электронного правительства посредством реализации на практике организационно-правовых механизмов в виде единого портала «Госуслуги» и многофункциональных центров (МФЦ). В процессе исследования обращено внимание на понятие, классификацию и содержание государственных услуг в Российской Федерации. Проанализирована сфера нормативного регулирования оказания государственных услуг, рассмотрены правовые аспекты реализации административных процедур (регламентов) оказания государственных услуг и мониторинга качества оказания государственных услуг. Раскрыты организационные аспекты оказания государственных услуг через единый портал «Госуслуги» и МФЦ, обозначены четыре группы проблем (управленческие, организационные, технические и социальные), возникающих в их деятельности. По результатам проведенного исследования предложены меры правового и организационного совершенствования оказания государственных услуг.




В отечественной и мировой практике управления одним из важнейших понятий в настоящее время является понятие «государственные услуги» (за рубежом в англоязычной терминологии — publicservices), что привело к переосмыслению в сфере государственного управления всей модели работы государства и к появлению нового понятия — «сервисное государство».

Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы в Российской Федерации активно развивается модель электронного правительства и формируется система предоставления государственных услуг в электронно-цифровом виде. Основная задача, которую стремится решить государство, реализуя этот проект, — повышение доступности получения государственных услуг жителями России вне зависимости от места их проживания и времени обращения за услугами.

Статистика показывает, что в настоящее время количество зарегистрированных пользователей официального портала государственных услуг в России превышает 78 млн граждан, что составляет почти 2/3 всех граждан страны в возрасте старше 14 лет. Ежегодно отмечается рост количества граждан, которые пользуются данным сервисом, что приводит к тому, что растет и его средняя ежедневная аудитория. На текущий момент она составляет более чем 4 млн пользователей в день. При этом общее количество обращений пользователей к порталу за год превышает 1,5 млрд раз. Все это свидетельствует о том, что, во-первых, государственные услуги являются очень востребованными среди населения России, а во-вторых, что получать государственные услуги в одном месте и в электронном виде — это очень удобно, экономит время, энергию, финансовые затраты.

Список литературы

1. Алькина Г.И. Сущность государственных услуг / Г.И. Алькина, В.А. Герба // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 3 (14). С. 129–134.
2. Глупак В.С. К вопросу об определении понятия «государственная услуга» и отличиям государственной услуги от государственной функции / В.С. Глупак // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 1. С. 174–181.
3. Зайковский В.Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современная технология государственного управления? / В.Н. Зайковский // Дайджест-финансы. 2014. № 3. С. 35–45.
4. Кулдыбаева И.У. Правовое регулирование предоставления электронных государственных услуг : диссертация кандидата юридических наук / И.У. Кулдыбаева. Челябинск, 2014. 240 с.
5. Логинова А.С. Предоставление электронных государственных услуг в Российской Федерации : проблемы и пути их решения / А.С. Логинова, Е.А. Шубина // Российский юридический журнал. 2018. № 4 (121). С. 137–144.
6. Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. 2011. № 8. С. 5–41.
7. Рычкова И.Н. Запрос о предоставлении государственной услуги как критерий определения понятия государственной услуги / И.Н. Рычкова // Закон и право. 2016. № 7. С. 179–181.
8. Стырин Е.М. Реестр государственных услуг как компонент системы электронного правительства в Российской Федерации / Е.М. Стырин // Международный журнал реформирования и практики государственной службы. 2014. № 4. С. 79–89.

Остальные статьи