Дата публикации: 21.11.2023

Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок

Аннотация

Поиск новых решений, позволяющих минимизировать коррупционные риски в условиях стимулирования сферы государственных (муниципальных) закупок, адаптации рынка к санкционному режиму, является первоочередным вопросом текущей антикоррупционной повестки. В статье рассматриваются некоторые аспекты системной коррупции, приводятся рекомендации по повышению эффективности противодействия этому негативному явлению. Отдельное внимание уделено применению института административной ответственности в противодействии коррупции. Определены критерии отнесения административных правонарушений в сфере государственных (муниципальных закупок) к коррупционным.




Коррупция является индикатором качества институтов публичной власти государства.

Ущерб от коррупционных правонарушений в 2022 г. составил более 37,6 млрд рублей. Федеральными судами с государственных и муниципальных служащих взыскано свыше 250 млрд рублей неподтвержденных доходов, почти 8 тыс. объектов имущества обращено в пользу Российской Федерации. Лидирующие позиции среди самых коррупциоемких сфер в России занимают государственные (муниципальные) закупки, связанные с реализацией программных мероприятий федерального, регионального и местного значения. В некоторых субъектах Российской Федерации коррупция в сфере государственных (муниципальных) закупок приобретает системные черты, становится скрытой частью системы управления.

Одним из признаков, которые указывают на наличие системной коррупции в конкретной сфере, является «сохраняющийся даже при смене власти уровень коррупции в этой сфере». Например, в Республике Крым последовательная смена должностных лиц высокого ранга, ответственных за государственные закупки и реализацию государственных программ, не повлияла на состояние коррупционных практик и коррупционные отношения в сфере государственных закупок, что указывает на наличие системной коррупции. За коррупционные преступления (взятки в особо крупном размере, мошенничество, легализацию (отмывание) денежных средств) в 2016–2021 годах к уголовной ответственности были привлечены все вице-премьеры — заместители председателя Совета министров Республики Крым, курирующие федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя». В 2021 г. должность заместителя председателя Совета министров Республики Крым, курирующего федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», упразднена.

Список литературы

1. Дугенец А.С. Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности в Российской Федерации / А.С. Дугенец, Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. 2023. № 4. С. 27–29.
2. Зубарев С.М. К вопросу о взаимосвязи предмета и системы отечественного административного права / С.М. Зубарев // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 8–12.
3. Исламова Э.Р. К вопросу о понятии «административные коррупционные правонарушения» и его содержании / Э.Р. Исламова // Крымский научный вестник. 2015. № 5. С. 66–75.

Остальные статьи