Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок
Аннотация
Поиск новых решений, позволяющих минимизировать коррупционные риски в условиях стимулирования сферы государственных (муниципальных) закупок, адаптации рынка к санкционному режиму, является первоочередным вопросом текущей антикоррупционной повестки. В статье рассматриваются некоторые аспекты системной коррупции, приводятся рекомендации по повышению эффективности противодействия этому негативному явлению. Отдельное внимание уделено применению института административной ответственности в противодействии коррупции. Определены критерии отнесения административных правонарушений в сфере государственных (муниципальных закупок) к коррупционным.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2023 |
Страницы | 66-69 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-11-66-69 |
Коррупция является индикатором качества институтов публичной власти государства.
Ущерб от коррупционных правонарушений в 2022 г. составил более 37,6 млрд рублей. Федеральными судами с государственных и муниципальных служащих взыскано свыше 250 млрд рублей неподтвержденных доходов, почти 8 тыс. объектов имущества обращено в пользу Российской Федерации. Лидирующие позиции среди самых коррупциоемких сфер в России занимают государственные (муниципальные) закупки, связанные с реализацией программных мероприятий федерального, регионального и местного значения. В некоторых субъектах Российской Федерации коррупция в сфере государственных (муниципальных) закупок приобретает системные черты, становится скрытой частью системы управления.
Одним из признаков, которые указывают на наличие системной коррупции в конкретной сфере, является «сохраняющийся даже при смене власти уровень коррупции в этой сфере». Например, в Республике Крым последовательная смена должностных лиц высокого ранга, ответственных за государственные закупки и реализацию государственных программ, не повлияла на состояние коррупционных практик и коррупционные отношения в сфере государственных закупок, что указывает на наличие системной коррупции. За коррупционные преступления (взятки в особо крупном размере, мошенничество, легализацию (отмывание) денежных средств) в 2016–2021 годах к уголовной ответственности были привлечены все вице-премьеры — заместители председателя Совета министров Республики Крым, курирующие федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя». В 2021 г. должность заместителя председателя Совета министров Республики Крым, курирующего федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», упразднена.