Дата публикации: 21.11.2023

Автономный округ в составе области: договорный процесс в контексте российской конституционной реформы 2020 г.

Аннотация

В статье определены предпосылки формирования и содержание правового режима установления полномочий органов государственной власти автономных округов в составе края, области; обоснован вывод о причинах его сохранения в ходе конституционной реформы в России в 2020 г.; определены факторы и особенности договорного процесса в Архангельской и Тюменской областях; доказан учредительный и интегрирующий характер разграничительных договоров в Тюменской области.




Состоявшаяся в России конституционная реформа (2020 г.) — новый этап национального конституционного процесса; закономерно, что внимание исследователей сосредоточено на содержании изменений в российском конституционном праве. Ключевыми стали вопросы о качественном обновлении третьей главы Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) («Федеративное устройство»); их разрешению посвящены многочисленные публикации последних лет. Вместе с тем стабильным признаком российского федерализма остается наличие в составе государства сложноустроенных (сложносоставных) субъектов РФ (Архангельской и Тюменской областей с входящими в их состав автономными округами). Вхождение одного субъекта Федерации в состав другого — устойчивая черта российского федерализма, пережившая и реформу федеративных отношений (которой в 2023 г. исполнилось 20 лет), и недавнюю конституционную реформу. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее также — Федеральный закон № 414-ФЗ) обновил законодательную модель разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако в части взаимоотношений области и входящего в ее состав автономного округа (автономных округов) существенных изменений не произошло.  

Список литературы

1. Авакьян С.А. Национальная и территориальная составляющие в федеративной организации государства / С.А. Авакьян // Государство и право. 2022. № 6. С. 13–22. DOI 10.31857/S102694520020390-0.
2. Балмашнов Е.А. Сложносоставные субъекты в Российской Федерации / Е.А. Балмашнов // Вопросы российской юстиции. 2022. № 18. С. 73–81.
3. Добрынин Н.М. Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа / Н.М. Добрынин. Тюмень : Тюменский государственный университет, 1997. 168 с.
4. Заметина Т.В. Совершенствование территориальной организации Российской Федерации: проблемы и перспективы / Т.В. Заметина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 6 (143). С. 64–70. DOI 10.24412/2227-7315-2021-6-64-70.
5. Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов в составе края или области: цепь решений «как лучше» / К.Н. Княгинин // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21. С. 15–23.
6. Конев И.А. Отдельные вопросы разграничения полномочий между органами государственной власти сложносоставных субъектов Российской Федерации на примере Тюменской области / И.А. Конев // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 148–158.
7. Макарьев Д.А. Вопросы истории создания и развития автономного округа в Российской Федерации / Д.А. Макарьев // Вестник Российской правовой академии. 2008. № 4. С. 11–14.
8. Нарутто С.В. Территория «сложносоставных» субъектов Российской Федерации / С.В. Нарутто // Муниципальное право. 2013. № 1 (61). С. 2–6.
9. Филиппова Н. Поглощение или интеграция? Согласование конкурирующих региональных интересов в Архангельской и Тюменской областях / Н. Филиппова // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2 (69). С. 103–116.

Остальные статьи