Почему Россия не президентская и даже не суперпрезидентская республика?
Аннотация
В статье исследуются конституционно-правовые основы организационной деятельности современной системы высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, а также выявляются особенности их взаимодействия между собой. Характеристика функционирования Президента, Правительства и Парламента Российской Федерации позволяет определить ряд специфических свойств и признаков отечественной (национальной) модели формы правления, в которых нет признаков президентской и суперпрезидентской республик.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2023 |
Страницы | 17-20 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-11-17-20 |
Вопрос о том, к какому виду относить сложившуюся в России форму правления, по-прежнему остается дискуссионным и открытым. Тем не менее в отечественной юридической литературе можно выделить три основных подхода к определению вида российской формы правления. Одни исследователи характеризуют ее как президентскую республику, другие видят в ней элементы смешанной республики, называя ее полупрезидентской или же президентско-парламентской. Отдельные ученые, подчеркивая гипертрофированный характер президентских полномочий, приходят к тому, что отечественная форма правления является суперпрезидентской республикой. Высказываются также достаточно обоснованные мнения относительно нетипичности отечественного вида формы правления, которая не позволяет со всей очевидностью и достоверностью отнести российскую форму правления к тому или иному виду республики. В частности, по мнению А.Н. Мещерякова, российская форма правления ближе к латиноамериканской модели президентства. Исследуя особенности республиканской формы правления, Н.А. Сахаров отмечал, что она обладает признаками афро-азиатской модели президентства.