Дата публикации: 21.11.2023

Правовая природа публичной власти в России: взгляд конституционалиста

Аннотация

Проанализированы доктринальные источники, положения Конституции РФ, федерального законодательства, регламентирующие концептуальные основы публичной власти. Переосмыслена правовая природа публичной власти, и проведен анализ имеющихся современных подходов к концепции единой системы публичной власти в России. Показано соотношение смежных понятий, предложена оптимальная структура публичной власти в России. Обоснована необходимость законодательных изменений в части определения правовой природы и структуры публичной власти в России.




Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) определяет основу для построения и укрепления российской государственности, закладывает ключевые параметры для системы конституционного законодательства и организации публичной власти. В свою очередь качественное состояние конституционного законодательства и своевременное проведение конституционных преобразований во многом обусловливают вектор развития и качественную характеристику публичной власти. В связи с чем в числе основных направлений совершенствования публичной власти в России следует рассматривать реализацию заложенной в Конституции РФ идеи единства системы публичной власти.

Проводимые современные конституционные преобразования в России обусловили проведение комплекса мероприятий, связанных как с укреплением единства публичной власти, так и с модернизацией конституционного законодательства.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 27–30.
2. Авакьян С.А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 9. С. 3–6.
3. Авакьян С.А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С.А. Авакьян // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 4. С. 7–13.
4. Безруков А.В. Государственная и муниципальная власть в системе единой публичной власти России / А.В. Безруков // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 23–28.
5. Безруков А.В. Укрепление единства системы публичной власти в условиях обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Проблемы права. 2015. № 1. С. 24–30.
6. Лебедев В.А. Народовластие и публичная власть / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 3–7.
7. Маркова Е.Н. Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г. / Е.Н. Маркова // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 12. С. 24–29.
8. Мещеряков А.Н. Формирование концепции единой системы публичной власти в отечественном конституционном праве / А.Н. Мещеряков, А.В. Безруков // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 4. С. 127–130.
9. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление и государственная власть / Н.С. Тимофеев // Муниципальное право России : учебник для студентов / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова [и др.] ; ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Проспект, 2019. С. 84–8
10. Чеботарев Г.Н. Конституционно-правовые механизмы формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации / Г.Н. Чеботарев // Российский юридический журнал. 2020. № 6. С. 9–15.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право : курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин. Москва : Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. 688 с.
12. Щепачев В.А. Конституция Российской Федерации 2020 г.: местное самоуправление в единой системе публичной власти / В.А. Щепачев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 12. С. 30–36.
13. Югов А.А. Конституционные начала публичной власти: российское измерение / А.А. Югов // Российский юридический журнал. 2005. № 1. С. 43–45.

Остальные статьи