Публично-правовые образования как субъекты финансового права
Аннотация
В условиях развития современной науки финансового права представляется актуальным анализ правовой природы публично-правовых образований в качестве субъектов права, поскольку это позволяет исследовать их финансовую правосубъектность. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: научная абстракция, системный, логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формальноюридический. Делаются выводы о том, что: 1) публично-правовые образования появляются в качестве субъектов права с целью унификации терминологии относительно государственных образований; 2) публично-правовые образования как субъекты права обладают специальной правосубъектностью; 3) публично-правовые образования как субъекты финансового права имеют ряд специфических признаков: государственно-властный характер; операционный характер, свидетельствующий о суверенных правах субъекта. Научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно позволяет критически осмыслить существующие подходы к правосубъектности публично-правовых образований, а также способствует развитию теоретических направлений по данной теме и формированию учебных материалов, посвященных рассматриваемым субъектам.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридическое образование и наука № 11/2023 |
| Страницы | 39-45 |
| DOI | 10.18572/1813-1190-2023-11-39-45 |
Рассматривая субъекты финансового права, в первую очередь необходимо рассмотреть государство и его составные части в данном качестве, поскольку именно они являются теми акторами, которые реализуют публичные интересы. Современное финансовое право, учитывая традиции и преемственность советского финансового права, разделяет все субъекты на три группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты и индивидуальные. В литературе по теории государства и права присутствует точка зрения, что к коллективным субъектам относят и публично-правовые образования. С введением в оборот термина «публично-правовые образования» первая группа субъектов поменяла свое название, но не изменила понимание содержания данных участников. Подобную точку зрения озвучивает и М.В. Сенцова (Карасева), указывая, что в настоящее время данная классификация не изменилась, единственное, что следует отметить, это замена в научной и учебной литературе термина «общественно-территориальные образования» на термин «публично-правовые образования».
Рассматривая вопросы субъектного состава финансового права и финансовой деятельности государства и муниципальных образований, необходимо определиться с терминами и их эволюцией при определении территориальных образований, соотносящихся с государством и его внутренними частями, которые в современной правовой литературе обозначаются как публично-правовые образования. Необходимость рассмотрения государства и его отдельных частей в качестве субъектов права рассматривалась давно, как в рамках отечественной, так и зарубежной науки, поскольку, по мнению И.К. Блунчли, территория государства бывает очень обширна, в связи с чем в рамках политического управления в ней принимают участие и различные его части.
