Дата публикации: 21.11.2023

Актуальные вопросы совершенствования патриотического воспитания в образовательных организациях высшего образования: правовой аспект

Аннотация

Цель. Статья подготовлена по результатам выступления на Втором профессорском педагогическом форуме «Университет в эпоху педагогических новаций», состоявшемся 1–3 июня 2023 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Автор анализирует правовую основу патриотического воспитания в системе высшего образования, описывает практику организации работы на данном направлении при подготовке работников прокуратуры, отражает имеющиеся проблемы, предлагает пути их разрешения. Методология: при написании статьи в основном применялись общенаучные методы анализа, синтеза, системный, логический методы (при изложении материала, формировании выводов). Выводы. В статье автор подчеркивает необходимость повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию в высших учебных заведениях. На основе исследования законодательных и подзаконных актов определяет понятие патриотического воспитания, принципы, выделяет средства, формы и методы, которые могут быть использованы в данной работе. Обращает внимание, что условиями успеха являются субъективное отношение педагога к Отечеству, его личностные качества, готовность к воспитанию у обучающихся патриотизма, наличие знаний, умений и навыков по воспитанию, в связи с чем на данном направлении требуется усиление теоретической и методической подготовки педагогического состава высших учебных заведений. Научная и практическая значимость. Информация аналитического и практического характера может вызвать научную заинтересованность для педагогических работников и преподавателей вузов, работников органов и организаций прокуратуры, практикующих юристов.




Отношение общества в целом и каждого гражданина в частности к своему Отечеству зачастую определяет судьбу страны, сохранность ее суверенитета. Это предопределяет отношение государства к вопросам патриотического воспитания. Надо признать, что от воспитания молодежи зависит будущее государства и общества. В силу формирования мировоззрения именно эта часть общества подвержена влиянию стереотипов, чутко реагирует на в том числе искаженную информацию.

По мнению Н.Н. Карпова, государство может и должно заявить о признаваемых им базовых, глобальных ценностях, определить перспективные направления собственного государственного и общественного развития. Рассуждая о значении идеологической функции государства, О.Е. Кутафин справедливо отмечал, что все больше наших сограждан отчетливо осознают, что материальное благополучие западных стран, которое, казалось бы, должно привести их к духовному расцвету, чаще всего оборачивается безудержной расчетливостью и эгоизмом, забвением и отвержением подлинных духовных ценностей, полным безразличием и пренебрежением к человеку.

Список литературы

1. Бурлакова И.И. К вопросу об актуальности духовно-нравственного воспитания в вузе / И.И. Бурлакова // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи : материалы V Международной научно-практической конфер
2. Карпов Н.Н. К вопросу о государственной идеологической политике / Н.Н. Карпов // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 2. С. 64–71.
3. Кутафин О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин. Москва : Норма, 2008. 542 с.
4. Хатов Э.Б. Организация воспитательной и патриотической работы в органах прокуратуры / Э.Б. Хатов. Москва : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. 24 с.

Остальные статьи