Отдельные проблемы реализации принципа диспозитивности в соглашениях о разделе наследственного имущества между членами семьи
Аннотация
В науке семейного и гражданского права значительное внимание уделяется соглашениям о разделе имущества между супругами1, и несколько в меньшей степени исследованы соглашения о разделе имущества между наследниками2. В то же время правовая природа этих договоров имеет много общего и занимает особое место в системе договоров в российском праве. Согласно п. 1 ст. 1165 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом соглашения о разделе наследства может быть только наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, что в полной мере соответствует воле наследодателя, но ограничивает принцип диспозитивности в отношении распоряжения имуществом наследниками. Правовой природе соглашений о разделе наследства, особенностям субъектно-объектного состава и отдельным проблемам, возникающим в практике нотариусов и судов3 при реализации принципа диспозитивности, в том числе при заключении названных соглашений, посвящена настоящая статья.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 06/2023 |
Страницы | 6-8 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2023-6-6-8 |
За последние годы принцип диспозитивности в наследственном праве приобрел новое звучание, в том числе за счет новых форм договорных отношений. Речь идет прежде всего о наследственном договоре, введенном в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации». Однако наследственный договор является не единственным видом договорных отношений в наследственном праве. В их числе договор между наследниками и отказополучателем, а также в числе довольно распространенных на практике договоров между наследниками фигурирует соглашение о разделе наследства, предусмотренное ст. 1165 ГК РФ. В науке имеют место попытки определения системы договорных отношений в сфере наследования, в частности, «по взаимосвязи с наследством разделяют сделки, непосредственно направленные на установление, изменение, прекращение прав и обязанностей по отношению к наследству, и сделки, совершаемые в процессе наследования, связанные прежде всего с охраной и управлением наследством, но также способные косвенно повлиять на итоговый объем наследственной массы (договор доверительного управления наследством, договор хранения наследства, согласие лица на статус душеприказчика и отказ от него)». Проводят классификацию сделок и «по юридической цели, выделяя сделки, закрепляющие призвание к наследству (завещание, завещательное распоряжение правами на денежные средства в банках, частично — направленный отказ от наследства в пользу другого наследника); сделки, закрепляющие принятие и отказ от наследства (принятие наследства фактическими действиями и посредством заявления нотариусу, простой и направленный отказ от наследства); сделки, закрепляющие распределение наследственной массы (завещание и завещательное распоряжение правами на денежные средства в банках); сделки, закрепляющие перераспределение наследственной массы (раздел наследства, соглашение наследников о режиме совместной собственности на завещанную им неделимую вещь, соглашение наследников о взаимных правах и обязанностях после принятия наследства наследником, пропустившим срок); сделки, влияющие на объем наследственной массы (завещание, содержащее завещательный отказ и (или) возложение, принятие завещательного отказа и отказ от него, соглашения наследника и отказополучателя в рамках возникшего между ними обязательства)».