Целевое обучение: проблемные вопросы отраслевой природы
Аннотация
Статья посвящена исследованию отраслевой природы договора о целевом обучении. Этот вопрос является актуальным в связи с существующей неопределенностью судебной практики и различными точками зрения в связи с этим в юридической литературе. На основе анализа норм действующего законодательства авторы приходят к выводу о том, что договор о целевом обучении и ученический договор имеют сходную цель заключения — удовлетворение потребности работодателя в квалифицированных кадрах и гарантированное трудоустройство обучившегося по договору в соответствии с полученной квалификацией, но все же различную правовую природу. В связи с этим следует признать, что отношения по целевому обучению, в том числе и обязательства по трудоустройству обучившегося, носят гражданско-правовой характер.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 11/2023 |
Страницы | 17-27 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2023-11-17-27 |
Экономическое преобразование нашего государства требует новых подходов к образовательному процессу, целесообразному и эффективному трудоустройству выпускников. К одному из этих приемов относится и целевое обучение для нужд работодателей, призванное обеспечить результативное функционирование различных субъектов хозяйствования. Как отмечается в юридической литературе, целевое обучение представляет собой механизм, позволяющий удовлетворить потребности работодателей в работниках соответствующего уровня подготовки, способствовать рациональному перераспределению специалистов, а также решить вопросы трудоустройства выпускников образовательных организаций и ускорить процессы их адаптации. В связи с этим правовое регулирование отношений на основе договоров о целевом обучении2 требует определенного осмысления их правовой природы. Это обусловлено тем, что в судебной практике зачастую эти договоры признаются ученическими. Тем самым важно разобраться в отраслевой принадлежности норм, регулирующих их заключение и применение на практике.