Конституционный контроль в Республике Казахстан: Конституционный Суд — Конституционный Совет — Конституционный Суд
Аннотация
В статье показана эволюция органа конституционного контроля Республики Казахстан: от Конституционного Суда через Конституционный Совет к ныне действующему Конституционному Суду. Внимание читателя сосредоточено на наиболее важных чертах, присущих всем трем органам, а также на тех, от которых отказались в ходе проведенных реформ. Более подробно освещены особенности нового Конституционного Суда, действующего согласно решению конституционного референдума 2022 г.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2023 |
Страницы | 62-69 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-10-62-69 |
Институт конституционного контроля является сравнительно молодым атрибутом демократически организованной правовой государственности. Ныне он воспринимается как стратегический показатель и инструмент человеческого измерения.
Если Франция по количеству принятых c 1791 по 1958 гг. Основных Законов стала признанным во всем мире «законодателем» конституции, то Республика Казахстан — такой «лабораторией» в области организации конституционного контроля.
За без малого тридцать лет в практике конституционно-правового регулирования и деятельности первого Конституционного Суда, Конституционного Совета и начальных шагов теперь уже нового Конституционного Суда создано немало примеров, подтверждающих, что именно он составляет несущую конструкцию обеспечения верховенства и прямого действия Основного Закона, правозащитной миссии государства, находит именно правовыми средствами выходы из сложных общественно-политических ситуаций. А казахстанский опыт позволяет точнее определиться с избранием тех или иных конструкций.
Не будем забывать о том, что еще 22 сентября 1989 г. дополнениями в Конституцию Казахской ССР 1978 г. (ст. 111 и др.) было провозглашено учреждение Комитета конституционного надзора Казахской ССР (далее — Комитет) с важными для того времени и по тем меркам полномочиями. Однако итоговые решения Комитета — заключения — не имели обязательной юридической силы для госорганов, принявших неконституционные правовые акты. Он мог только приостанавливать исполнение последних (кроме актов Верховного Совета), а их отмена входила в компетенцию Верховного Совета или Президента Казахской ССР. Более того, Верховный Совет был вправе своим решением, поддержанным двумя третями голосов народных депутатов, отклонить заключение Комитета. В начале лета 1990 г. принятие проекта соответствующего закона было приостановлено, а адаптированный к полновластию Советов народных депутатов Комитет так и не сформирован.