Дата публикации: 24.10.2023

У истоков конституционного регулирования права на образование (часть 1)

Аннотация

Тема значимости образования, а также его организации и поддержки государством с весьма давних времён волновала человечество, о чём свидетельствуют дошедшие творения древних мудрецов, двое из которых цитируются в данной работе. Вместе с тем конституционное закрепление именно права на образование актуализировалось только в конце XVIII в., когда вызрели и начали получать практическое воплощение институты прав человека и конституционализма в современном их понимании. Изучается, насколько надуманной является концепция «поколений прав человека». Проводится исследование посвящённых праву на образование положений ряда первых конституций Франции, штатов США, Польши.




Введение в проблематику. Образование, вбирающее в себя обучение и воспитание в их взаимосвязи, представляет собой и процесс, и его результат, и сферу деятельности, без которых не может обойтись социализация, обеспечивающая становление, развитие и существование каждого человека именно как человека. Вследствие этого проблемы образования во все времена актуальны для любого человеческого общества, несмотря на то, что, вероятно, на ранних этапах истории человечества сущность образования не была раскрыта, да и сам термин, видимо, появился не сразу.

Тем не менее мыслители издревле обращали внимание на значимость образования (обучения, воспитания). В частности, Конфуций (孔子 или 孔夫子) пишет о том, как желание обрести достоинства без желания учиться, или без любви к учёбе, ведёт к изъянам и порокам. Во-первых, «好仁不好學, 其蔽也愚» (в одном из переводов на русский язык: «Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к глупости»). Во-вторых, «好知不好學, 其蔽也蕩» (один из вариантов перевода на русский язык: «Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение ведёт к дерзости»). В-третьих, «好信不好學, 其蔽也賊» (в предлагаемом переводе на русский язык: «Когда стремятся быть правдивыми, но не хотят учиться, то это заблуждение приносит вред»). В-четвёртых, «好直不好學, 其蔽也絞» (в приводимом варианте перевода: «Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к грубости»). В-пятых, «好勇不好學, 其蔽也亂» (в цитируемом переводе: «Когда стремятся быть отважными, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к смуте»). В-шестых, «好剛不好學, 其蔽也狂»1 («Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к к безрассудству»).

Список литературы

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. В 4 томах / Аристотель. Т. 4 / редакторы и авторы вступительной статьи А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди ; примечание В.В. Бибихина [и др.]. Москва : Мысль, 1984. С. 53–594.
2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4 томах / Аристотель. Т. 4 / редакторы и авторы вступительной статьи А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди ; примечание В.В. Бибихина [и др.] ; перевод С.А. Жебелева. Москва : Мысль, 1984. С. 375–644.
3. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. В 2 томах. Т. 2 / Т. Гоббс ; составитель В.В. Соколов ; перевод с латинского и английского Н. Фёдорова и А. Гутермана. Москва : Мысль, 1991. 735 с.
4. Конфуций. Уроки мудрости : перевод с древнекитайского / Конфуций ; составитель, автор вступительной статьи и комментария М.А. Блюменкранца. Москва : Эксмо-Пресс, Харьков : Фолио, 1998. 957 с.
5. Лафитский В.И. Великие конституции : (истоки, факторы развития и роль в современном мире) / В.И. Лафитский. Москва : Библио-Глобус, 2017. 515 с.
6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. Москва : Мысль, 1993. 959 с.
7. Лукашёва Е.А. «Поколения» прав человека / Е.А. Лукашёва // Юридическая энциклопедия / под общей редакцией Б.Н. Топорнина. Москва : Юристъ, 2001. С. 755–756.
8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник для студентов вузов / В.Е. Чиркин. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ, 2005. 669 с.
9. Riforío Martínez-Villalba J.C. La cuarta ola de derechos humanos: los derechos digitales / J.C. Riforío Martínez-Villalba // Revista Latinoamericana de Derechos Humanos. 2014. Vol. 25 (1). P. 15–45.
10. Soothill W.E. The Analects of Confucius / W.E. Soothill. Yokohama: Fukuin Printing Company, 1910. 1028 p.
11. Vašák K. A 30-year struggle. The sustained efforts to give force of law to the Universal Declaration of Human Rights / K. Vašák // The Unesco Courier. 1977. № 10. P. 29. URL: <a href="https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000048063" target="_blank">https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000048063</a>
12. Zieck M.Y.A. The Concept of “Generations” of Human Rights and the Right to Benefit from the Common Heritage of Mankind with Reference to Extraterrestrial Realms / M.Y.A. Zieck // Verfassung und Recht in Übersee / Law and Politics in Africa, Asia and Latin

Остальные статьи