Правовой режим особо охраняемых природных территорий в России и зарубежных странах
Аннотация
В статье исследуется национальное экологическое законодательство в сравнении с нормами международных актов относительно уникальности правового регулирования особо охраняемых природных территорий. Авторы показали практику их выделения в историческом прошлом, а также указали значимость охраны уникальных природных территорий на современном этапе. В ходе исследования сделан вывод, что в сравнении с некоторыми зарубежными странами Российская Федерация имеет собственную классификацию особо охраняемых природных территорий, в то же время российская законодательная регламентация несовершенна и требует устранения ряда пробелов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 05/2023 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2023-5-34-37 |
Уникальные природные места имеются во всех странах земного шара. Российская Федерация не является исключением, в то же время российские природные ландшафты отличаются многообразием и пространственной неоднородностью, что объясняется большой протяженностью государства с запада на восток и с севера на юг. На сегодняшний день в России насчитывается более 13 тыс. особо охраняемых природных территорий общей площадью 1 млн 950 тыс. кв. м, и они расположены во всех основных российских биорегионах. Некоторые из них не только являются природными памятниками национального государственного значения, но и входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Такая уникальная экосистема требует особой системы сохранности природных ландшафтов.
Идея о создании заповедных природных территорий возникла не на пустом месте. Практика установления особого режима в отношении природных объектов имеет тысячелетнюю историю и характерна практически для всех территорий земного шара. Выведение из хозяйственного оборота территорий и установление в отношении них охраняемого режима мы можем встретить у африканских племен, американских индейцев, у жителей Древней Индии, Северной Евразии и на территории Южной Сибири. Это объясняется духовными и прагматическими причинами, которые связаны между собой. К примеру, на территории Центральной и Средней Азии тюркские и монгольские народы еще несколько тысячелетий назад выделяли земли с ограничениями природопользования, обозначив их как «курук» (в тюркском языке), «хоринг» (в монгольском), что в переводе означало «запретное». Многие ученые указывают, что в широком смысле слова данные понятия сопоставимы с термином «особо охраняемая природная территория».