Дата публикации: 24.10.2023

Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде

Аннотация

1 октября 2023 г. в законную силу вступили положения Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 449-ФЗ, детализирующие процесс ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В частности, введено требование обязательного применения наилучших доступных технологий при разработке проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде. На примере реализации проектов ликвидации вреда, накопленного на территории Нижегородской области, автором обоснована целесообразность введения указанного требования законодательства. Вместе с тем выдвинуто предположение о неминуемом увеличении стоимости ликвидационных работ при реализации новых положений закона, что, в свою очередь, может послужить стимулом к распространению механизмов государственно-частного партнерства на область ликвидации накопленного вреда окружающей среде.




На протяжении нескольких лет правовое регулирование ликвидации накопленного вреда окружающей среде отнесено к числу важнейших направлений экологической политики Российской Федерации, в том числе к приоритетным законопроектам, подлежащим первоочередному рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В период с декабря 2021 г. по октябрь 2023 г. принято два федеральных закона, совершенствующих и в некоторых аспектах кардинально меняющих действующий порядок ликвидации накопленного экологического вреда: Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ, воссоздавший (в несколько измененном виде по сравнению с советской системой) целевой порядок расходования природоохранных платежей, которые теперь могут быть использованы на ликвидацию накопленного вреда, и от 4 августа 2023 г. № 449-ФЗ, существенно детализировавший порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде, закрепленный в профильной гл. XIV.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды»).  

Одно из нововведений Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 449-ФЗ, вступившего практически в полном объеме в силу с 1 октября 2023 г., направлено на установление жестких требований к проектам ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В частности, на уровне федерального закона закреплено условие об обязательном применении наилучших доступных технологий (далее — НДТ), а в случае их отсутствия — технологий, являющихся экономически эффективными и не превышающими допустимого воздействия на окружающую среду (п. 4 ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды»). 

Список литературы

1. Кабацкая Л.Н. Применение механизма государственно-частного партнерства при ликвидации накопленного вреда окружающей среде / Л.Н. Кабацкая // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 15–20.
2. Новикова Е.В. Накопленный вред: правовые и экономические стимулы разрешения проблемы // Экологическое право. 2018. № 5. С. 17–21.
3. Петрова Т.В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы / Т.В. Петрова // Экологическое право. 2010. № 6. С. 28–33.
4. Петрова Т.В. Финансирование расходов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде / Т.В. Петрова // Экологическое право. 2020. № 1. С. 23–25.
5. Пономарев М.В. Гражданско-правовые способы экономического стимулирования предпринимательской деятельности в области обращения с отходами / М.В. Пономарев // Гражданское право. 2018. № 6. С. 39–42.

Остальные статьи