Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами
Аннотация
В статье анализируется возможность применения механизма комплексного развития территории для распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами. По мнению авторов, несмотря на то, что механизм комплексного развития территорий формирует необходимую нормативную основу для распределения таких затрат при реализации девелоперских проектов, он не лишен ряда серьезных недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 05/2023 |
Страницы | 16-23 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2023-5-16-23 |
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках реализации национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» запланировано увеличение объема жилищного строительства до 120 млн кв. м в год. При этом современный город — это не только квадратные метры жилья, но и качественная инфраструктура.
Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ) неоднократно обращал внимание на направленность регулирования градостроительных отношений на обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п.2 При этом необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, публичная власть объективно не может принять на себя обязательства по созданию всей инфраструктуры за счет бюджетных средств, что, в частности, подтверждается опытом зарубежного регулирования, где активно применяются инструменты «захвата стоимости земли» (land value capture (LVC)) и «функциональной приватизации», вовлекающие частных лиц в создание объектов инфраструктуры.