Дата публикации: 24.10.2023

Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами

Аннотация

В статье анализируется возможность применения механизма комплексного развития территории для распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами. По мнению авторов, несмотря на то, что механизм комплексного развития территорий формирует необходимую нормативную основу для распределения таких затрат при реализации девелоперских проектов, он не лишен ряда серьезных недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании.




Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках реализации национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» запланировано увеличение объема жилищного строительства до 120 млн кв. м в год. При этом современный город — это не только квадратные метры жилья, но и качественная инфраструктура.

Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ) неоднократно обращал внимание на направленность регулирования градостроительных отношений на обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п.2 При этом необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, публичная власть объективно не может принять на себя обязательства по созданию всей инфраструктуры за счет бюджетных средств, что, в частности, подтверждается опытом зарубежного регулирования, где активно применяются инструменты «захвата стоимости земли» (land value capture (LVC)) и «функциональной приватизации», вовлекающие частных лиц в создание объектов инфраструктуры.

Список литературы

1. Бабейкин Р.В. Правовое зонирование. Обзор американского опыта в контексте трансформации российской системы градорегулирования / Р.В. Бабейкин // Городские исследования и практики. 2022. Т. 7. № 3. С. 91–115.
2. Бандорин Л.Е. О предоставлении земельных участков при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей / Л.Е. Бандорин, А.В. Башарин // Закон. 2021. № 11. C. 41–52.
3. Бандорин Л.Е. Тезисы выступления на научном круглом столе 30 мая 2013 г. / Л.Е. Бандорин // Научный круглый стол Юридического института «М-Логос» по теме «Правовая природа инвестиционного договора на строительство и реконструкцию зданий с городскими власт
4. Башарин А.В. Инструменты градостроительного законодательства, обеспечивающие создание инфраструктуры за счет внебюджетных средств / А.В. Башарин // Экологическое право. 2021. № 4. С. 13–19.
5. Болтанова Е.С. Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений / Е.С. Болтанова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 8. С. 75–86.
6. Кирсанов А.Р. Законодательство о долевом строительстве: прошлое, настоящее и будущее / А.Р. Кирсанов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 6. С. 64–74.
7. Кучин С.А. Конструкция градостроительного договора: история развития немецкого строительного права / С.А. Кучин // Арбитражная практика. 2014. № 9. С. 112–122.
8. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / С.А. Белов, Е.В. Гриценко, Д.А. Жмулина [и др.] ; под редакцией В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. Москва : Инфотропик Медиа, 2015. 528 с.
9. Шульженко С.И. Правовые проблемы комплексного развития территорий (часть 2) / С.И. Шульженко // Управленческое консультирование. 2022. № 2 (158). С. 174–189.
10. Шульженко С.И. Правовые проблемы комплексного развития территорий (часть 3) / С.И. Шульженко // Управленческое консультирование. 2022. № 3 (159). С. 172–189.
11. Peterson, G.E. Unlocking Land Values to Finance Urban Infrastructure / G.E. Peterson. World Bank Grоup, 2009. 150 p.
12. Schwartz, B.K. Development Agreements: Contracting For Vested Rights / B.K. Schwartz // Boston College Environmental Affairs Law Review. 2001. Vol. 28. Iss. 4. P. 719–755.
13. Selmi, D.P. Land Use Regulation by Contract / D.P. Selmi // Loyola-LA Legal Studies Paper No. 2009-51. 64 p.
14. Suzuki, H. Financing Transit-Oriented Development with Land Values. Adapting Land Value Capture in Developing Countries. Overview / H. Suzuki, J. Murakami, Y.-H. Hong, B. Tamayose. World Bank Grоup, 2015. 52 p.

Остальные статьи