Наследование цифровых активов: теоретико-правовой аспект
Аннотация
В статье исследуется возможность применения наиболее распространенных правовых теорий — трудовой, утилитаристской и теории личности — для разрешения вопроса о возможности наследования цифровых активов. Автор приходит к выводу, что с точки зрения вышеназванных теорий и современной их интерпретации в юридической науке цифровые объекты обладают свойством переходности и могут наследоваться правопреемниками их обладателей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 04/2023 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2023-4-29-32 |
Особый интерес для практикующего юриста представляет решение вопроса о возможности наследования цифровых активов. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть применение к цифровым активам некоторых наиболее распространенных правовых теорий — трудовой теории, утилитаристской теории и теории личности, что позволит разрешить вопрос о принципиальной возможности или препятствии их наследования.
Наиболее обоснованным нам представляется использование трудовой теории собственности в отношении электронной почты и социальных сетей. Пользователь имеет право на содержание учетной записи, поскольку содержание учетной записи было создано его собственным трудом. Текст, написанный в электронной почте или в социальных сетях, несомненно, является «трудом тела [пользователя] и работой руки [пользователя]». Труд, затраченный для создания письма на платформе социальной сети или на платформе электронной почты, порождает право пользователя на это письмо. Когда пользователь пишет электронное письмо или размещает изображение на сайте социальной сети, он создает какой-то новый объект, возможно, представляющий имущественный интерес либо для пользователя, либо для владельца платформы, либо них обоих. Новые электронные письма и сообщения потенциально не ограничены как ресурс, который человек может использовать для ведения хроники своей жизни и своим трудом создавать личную историю с помощью электронной почты и социальных сетей. Люди тратят значительное количество времени, усилий и средств на создание профилей в социальных сетях и на написание электронных писем.