Дата публикации: 13.11.2023

Коллекторские агентства и государственный контроль за их деятельностью

Аннотация

В статье рассматривается одно из направлений деятельности органа публичной власти, обеспечивающее законность предпринимательской деятельности коллекторских агентств — государственный контроль органа принудительного исполнения — ФССП России в качестве свойственной его природе по осуществлению контроля (надзора). В случае с коллекторскими агентствами орган обеспечивает реализацию Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”» в точном соответствии с буквой закона. В то же время административный надзор предпринимательской деятельности регулируется нормами Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и подзаконными нормативными правовыми актами на основе и во исполнение вышеназванных, на основе анализа положений которых автор приходит к выводу о том, что административный надзор орган осуществляет на основе теории так называемого риск-ориентированного подхода, от присвоенной коллекторскому агентству категории риска зависит частота проведения в отношении него контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, ведомству следует рассмотреть вопрос о введении в действие иных индикаторов риска нарушения обязательных требований подконтрольными организациями, отличных от используемых в настоящее время ввиду имеющихся проблем.




Коллекторские агентства — относительно новое образование в предпринимательской среде России. Деятельность, которую они осуществляют, относится к разряду предпринимательской ввиду целеполагания на получение прибыли. В то же время она имеет свои особенности, поскольку сходна с принудительным исполнением единственного публичного органа службы судебных приставов, затрагивает права и свободы гражданина, законные интересы организаций.

По этой причине уже в течение шести лет деятельность коллекторских агентств является объектом государственного контроля (административного надзора) компетентного органа исполнительной власти, который осуществляет свойственную его природе контрольно-надзорную функцию, предварительно включает их в государственный реестр и осуществляет его ведение.

Список литературы

1. Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов / Н.Н. Бакурова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 1. С. 78–84.
2. Бакурова Н.Н. Органы принудительного исполнения в системе органов публичной власти России / Н.Н. Бакурова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 11. С. 27–32.
3. Бакурова Н.Н. Производство по делам об административных правонарушениях в административно-юрисдикционном процессе Российской Федерации: общее и особенное / Н.Н. Бакурова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11. С. 28–34.
4. Бакурова Н.Н. Роль исполнительного производства в обеспечении национальной безопасности / Н.Н. Бакурова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 11. С. 45–54.
5. Илюшина М.Н. Особенности правового статуса юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности / М.Н. Илюшина // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 11. С. 9–14.
6. Мамаев А.А. Реализация права на исполнение требования исполнительного документа посредством обращения взыскателя к коллекторам / А.А. Мамаев // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 4. С. 56–60.
7. Филонов А.В. Коллекторская деятельность в Российской Федерации: определение и особенности / А.В. Филонов // Современное право. 2017. № 9. С. 81–85.
8. Шарон А.А. О некоторых положениях коллекторского закона / А.А. Шарон // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 11. С. 31–34.

Остальные статьи