Губернская практика учета и охраны памятников в условиях разработки законопроекта по охране исторического и культурного наследия России в конце XIX в. — начале ХХ в. (на материалах Новгородской губернии)
Аннотация
В статье на примере Новгородской губернии раскрывается роль практики учета памятников истории и культуры в регионах Российской империи для подготовки первого специального законодательного акта, направленного на охрану исторического и культурного наследия. Материалы, представленные в статье, позволяют судить о разнообразии форм реализации поставленной государством задачи обеспечения учета и сохранности исторических памятников. По мнению автора, отсутствие единой политики в сфере охраны наследия страны привело к созданию несистемного многообразия субъектов охранной деятельности и росту противоречий между ними.
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2023 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/2070–2159-2023-4-29-34 |
Последняя четверть XIX в. и начало ХХ в. ознаменовались рядом мероприятий, направленных на законодательное закрепление охраны исторического и культурного наследия России. Подготовкой проекта нормативного акта в разное время занимались специальные комиссии: с 1876 г. под руководством министра внутренних дел А.Б. Лобанова-Ростовского; в 1904 г. под руководством С.П. Суходольского; в 1909 г. межведомственная комиссия при Министерстве внутренних дел. Однако работа ни одной из комиссий не увенчалась успехом в силу ряда причин. Во-первых, сохраняли актуальность проблемы учета памятников, а также несформированный методологический подход к определению самой категории «памятник, подлежащий охране». Во-вторых, правотворческим работам мешали многочисленные противоречия между субъектами и участниками правовых отношений, связанных с охраной объектов исторического и культурного наследия. Особенно острыми были противоречия и прения между государственным аппаратом в лице Министерства внутренних дел, научными работниками и церковными иерархами. Проблема противоречий усугублялась внутриведомственными разногласиями. Т.В. Растимешина среди негативных факторов, мешавших взаимодействию церкви и научной общественности, называет научный регионализм и епархиальный сепаратизм на всех уровнях церковного управления.