Ремейки и каверы как формы исполнения чужого музыкального произведения и повод для защиты авторских прав
Аннотация
В статье рассматриваются отличия исполнения оригинального музыкального произведения от аналогичного использования объекта авторских прав в формате ремикса, ремейка и кавера. Анализируются наиболее распространенные способы нарушений прав правообладателя, делается вывод об ограниченности предусмотренных законом возможностей публичного исполнения песни без согласия лица, обладающего исключительными правами на нее. Рассмотрев характерные примеры судебной практики в данной сфере, автор приходит к выводу о сформированности оценки каверов и ремейков в качестве нарушений при недобросовестном использовании чужих музыкальных произведений (в том числе в составе переработанных сложных аудиовизуальных произведений, размещенных в сети «Интернет»). Также намечены возможные векторы дальнейшего анализа этой проблемы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2023 |
Страницы | 23-28 |
DOI | 10.18572/2070–2159-2023-4-23-28 |
В мае 2004 г., получив от журналистки вопрос о причинах столь большого количества ремейков в своем репертуаре, российский певец Филипп Киркоров отреагировал на него нецензурной бранью, что привело к его осуждению к штрафу в размере 60 000 рублей по ч. 2 ст. 130 Уголовного кодекса РФ (оскорбление в публичном месте), а также временному спаду музыкальной карьеры. Летом 2021 г. блогер Егор Шип опубликовал в своем аккаунте в популярной соцсети кавер-версию песни группы «Руки вверх!», спровоцировав публичный скандал с ее исполнителем и соавтором Сергеем Жуковым, что привело к росту популярности обеих сторон конфликта, отчасти омраченному последующими подозрениями в сговоре ради пиара. И хотя эти ситуации разделены по времени почти двумя десятилетиями, абсолютно ясно: «серые» формы исполнения чужих музыкальных произведений по-прежнему способны породить громкий инфоповод и спровоцировать резкий рост интереса публики — причем как позитивно окрашенного, так и способного обесценить предыдущие достижения исполнителя. Попробуем разобраться в критериях разграничения оригинального произведения и различных форм его переработки, а также определить законность исполнения конечного продукта как объекта чьей-то интеллектуальной собственности.