Дата публикации: 15.11.2023

Ремейки и каверы как формы исполнения чужого музыкального произведения и повод для защиты авторских прав

Аннотация

В статье рассматриваются отличия исполнения оригинального музыкального произведения от аналогичного использования объекта авторских прав в формате ремикса, ремейка и кавера. Анализируются наиболее распространенные способы нарушений прав правообладателя, делается вывод об ограниченности предусмотренных законом возможностей публичного исполнения песни без согласия лица, обладающего исключительными правами на нее. Рассмотрев характерные примеры судебной практики в данной сфере, автор приходит к выводу о сформированности оценки каверов и ремейков в качестве нарушений при недобросовестном использовании чужих музыкальных произведений (в том числе в составе переработанных сложных аудиовизуальных произведений, размещенных в сети «Интернет»). Также намечены возможные векторы дальнейшего анализа этой проблемы.




В мае 2004 г., получив от журналистки вопрос о причинах столь большого количества ремейков в своем репертуаре, российский певец Филипп Киркоров отреагировал на него нецензурной бранью, что привело к его осуждению к штрафу в размере 60 000 рублей по ч. 2 ст. 130 Уголовного кодекса РФ (оскорбление в публичном месте), а также временному спаду музыкальной карьеры. Летом 2021 г. блогер Егор Шип опубликовал в своем аккаунте в популярной соцсети кавер-версию песни группы «Руки вверх!», спровоцировав публичный скандал с ее исполнителем и соавтором Сергеем Жуковым, что привело к росту популярности обеих сторон конфликта, отчасти омраченному последующими подозрениями в сговоре ради пиара. И хотя эти ситуации разделены по времени почти двумя десятилетиями, абсолютно ясно: «серые» формы исполнения чужих музыкальных произведений по-прежнему способны породить громкий инфоповод и спровоцировать резкий рост интереса публики — причем как позитивно окрашенного, так и способного обесценить предыдущие достижения исполнителя. Попробуем разобраться в критериях разграничения оригинального произведения и различных форм его переработки, а также определить законность исполнения конечного продукта как объекта чьей-то интеллектуальной собственности.  

Список литературы

1. Быкова Ю. Ростовский суд приговорил Киркорова / Ю. Быкова. URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.rg.ru/2004/08/12/kirkorov.html (дата обращения: 02.09.2023).
2. Киреенко В.А. Мера ответственности за нарушение музыкальных прав / В.А. Киреенко // Культура: управление, экономика, право. 2022. № 1. С. 45–49.
3. Киреенко В.А. Охрана и защита музыкальных произведений в сфере гражданского законодательства / В.А. Киреенко // Культура: управление, экономика, право. 2021. № 3. С. 16–21.
4. Штенников В.Н. Музыкальное произведение как объект права / В.Н. Штенников // Культура: управление, экономика, право. 2010. № 1. С. 19–20.

Остальные статьи