Особенности британского понимания принципа верховенства права (закона) в условиях действия официальной доктрины парламентского суверенитета
Аннотация
Британская конституционно-правовая практика демонстрирует пример необычного сочетания принципа верховенства права (закона) с официально признаваемой доктриной парламентского суверенитета. С одной стороны, провозглашается возможность парламента принимать любые акты, исключающие лишь изменения, которые бы связывали преемников парламента. С другой стороны, парламентский произвол ограничивается идеей верховенства права (закона). В статье представлен анализ аргументов британских исследователей о соотношении принципов верховенства права и суверенитета парламента. Отмечается, что, несмотря на некоторую критику доктрины суверенитета парламента в условиях общеевропейского энергетического кризиса и сопровождаемого референдумами выхода Великобритании из Европейского союза и процессами деволюции, концепт парламентского суверенитета остается доминирующим и официально признаваемым. Основным аргументом обоснования сочетания двух названных принципов является тезис о том, что парламент создается на основе уже действующих правил и поэтому связан законными обязательствами и ограничениями в соответствии с конституционной доктриной верховенства права. А доктрина верховенства права (закона) рассматривается как предполагающая справедливость, стабильность и достаточную определенность правовых предписаний, запрет обратного действия закона, независимость правосудия, необходимость защиты достоинства и автономии человека и др. Она является одним из стержней, обеспечивающих стабильность британской политико-правовой системы.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2023 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2023-11-49-53 |
В силу отсутствия писаной конституции в Великобритании принцип верховенства закона (права) в этой стране прямо не закреплен и, на первый взгляд, вступает в противоречие с официально признанным принципом парламентского суверенитета. Признавая наделение английского парламента всей полнотой власти, как бы исключается сравнение его с иными представительными органами других стран, полномочия которых ограничены конституциями. Предполагается, что Парламент Соединенного Королевства определяет право страны безоговорочно и неограниченно. Он правомочен принимать любые акты, в том числе касающиеся конституционных установлений, исключаются лишь изменения, которые бы связывали преемников парламента. Обоснование такого конституционного правила главным образом заключается в идее о том, что государство в любой момент времени свободно выбирать свои законы, способно создавать справедливый правопорядок.