Дата публикации: 18.10.2023

Стратегический альянс банка с микрофинансовой организацией как средство конкурентной борьбы

Аннотация

В условиях диверсифицированных рынков с технологическими изменениями и усилением конкуренции предприятия неизбежно должны повышать свою конкурентоспособность за счет внедрения нововведений и инноваций, чтобы выжить и развиваться. Автором исследуется правовая форма, в рамках которой происходит функционирование совместной деятельности кредитных и микрофинансовых организаций. Дается понятие стратегического альянса как союза, в котором партнеры делятся ресурсами, повышают эффективность технологических инноваций. Автор выдвигает правовые аргументы о том, что новые подходы к выстраиванию взаимодействий внутри системы финансовых организаций не подорвут конкурентность этого рынка, а наоборот, повысят стабильность банковского сектора.




В соответствии со сложившейся на сегодняшний день институциональной структурой финансового рынка в России система микрофинансирования держится на «пяти китах»: кредитные организации (коммерческие банки и небанковские депозитно-кредитные организации); некоммерческие микрофинансовые организации (частные и государственные фонды поддержки малого предпринимательства); ломбарды; кооперативные организации (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и кредитные кооперативы); частные микрофинансовые организации. К финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Впервые понятие «финансовая организация» появилось в законодательстве о защите конкуренции. Согласно ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — это кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация и др.

Список литературы

1. Адамов Э.В. Микрофинансовая деятельность: понятие, сущность / Э.В. Адамов, Я.В. Сорокин, М.А. Почечуева // Банковский маркетинг: особенности конкуренции и продвижения банковских продуктов на рынке финансовых услуг : материалы студенческого научно-практиче
2. Алексеев А.Н. Стратегический альянс: сущность и цели создания / А.Н. Алексеев, А.А. Тришин // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 2. С. 144–147.
3. Конкуренция на финансовом рынке : аналитический доклад подготовлен Банком России при участии ФАС России к XXVII Международному финансовому конгрессу (г. Санкт-Петербург, 6–8 июня 2018 г.). Центральный банк Российской Федерации, 2018. 91 с.
4. Пьянкова К.В. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса / К.В. Пьянкова, Н.Н. Косвинцев // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2010. № 4 (7). С. 12–19.
5. Пяткина А.Э. Практика рассмотрения судами споров, возникающих из деятельности МФО / А.Э. Пяткина // Legal Bulletin. 2023. Т. 8. № 1. С. 104-112.
6. Руденко М.Н. Мотивы создания стратегических альянсов / М.Н. Руденко // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2011. № 4 (11). С. 110–117.
7. Смыков В.В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов / В.В. Смыков // Проблемы современной экономики. 2004. № 1 (9). С. 53–58.
8. Сорокина И.О. Розничное кредитование в России: «Займы до зарплаты» (Pay Day Loans) // Банковский ритейл. 2013. № 1.
9. Чернышев Д.А. Стратегические альянсы в индустрии гостеприимства как организационно-управленческая модель ведения бизнеса : монография / Д.А. Чернышев. Москва : У Никитских ворот, 2011. 15 с.
10. Яшкирева А.Н. Проблемы и перспективы деятельности микрофинансовых организаций в России / А.Н. Яшкиерва // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2–1. С. 363–365.

Остальные статьи