Создание смешения как вид недобросовестной конкуренции
Аннотация
В статье раскрывается понятие недобросовестной конкуренции путем совершения действий, способных вызвать смешение, ее отличительные признаки от иных видов конкурентных нарушений. Анализируется правоприменительная практика на предмет того, какие действия хозяйствующих субъектов могут восприниматься как недобросовестная конкуренция путем смешения, каким обстоятельствам дается оценка и в каких случаях при схожести дизайна товара смешения не происходит.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 04/2023 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2023-4-13-16 |
В условиях рыночной экономики предприниматели, вступая в отношения конкуренции, стараются добиться для себя лучших условий для реализации товара, чем у своих конкурентов. Конкуренция, согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) представляет собой «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Однако в некоторых случаях, выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности субъектов, желание улучшить свое финансовое состояние может приводить к совершению хозяйствующими субъектами действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо наносят или могут нанести вред их деловой репутации, т.е. к осуществлению недобросовестной конкуренции (п. 9 ст. 4. Закона о защите конкуренции). Вместе с тем п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК РФ) запрещает извлечение преимуществ из незаконного или недобросовестного поведения. Недобросовестная конкуренция также подлежит запрету. Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2019 г. № 303-КГ18-23327 по делу № А04-1665/2018 запрет ведения деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию, установлен в целях обеспечения хозяйствующим субъектам справедливых (равных) возможностей в осуществлении деятельности на соответствующих товарных рынках, а также в целях защиты потребителей от искажения их поведения в результате использования недобросовестных коммерческих практик со стороны хозяйствующих субъектов, т.е. создания единых правил для хозяйствующих субъектов в борьбе за максимально эффективное использование факторов производства и получение наибольшей прибыли.