Дата публикации: 18.10.2023

К вопросу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением с использованием сетевых эффектов в рамках «пятого антимонопольного пакета»

Аннотация

Цифровизация экономики кроме благ несет в себе и риски, связанные с монополизацией товарных рынков, возможностью злоупотребления рыночной властью со стороны «цифровых гигантов» в ущерб интересам потребителей. В настоящее время рост экономической власти цифровых платформ требует от законодателя определить правила и требования к их деятельности. Аналогичные инициативы рассматриваются и обсуждаются во многих странах мира. В рамках «пятого антимонопольного пакета» антимонопольный орган предлагает запретить различные формы злоупотреблений со стороны крупных цифровых компаний. В частности, данный документ определит новые критерии доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке интернет-пространства, а именно: владение инфраструктурой (программой или программами для ЭВМ), которая используется для заключения сделок продавцов и покупателей; сетевые эффекты; доля более 35% на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок. Эти критерии не будут препятствовать работе цифровых платформ, но при условии их доминирования на рынке установят запрет на дискриминацию клиентов, на установление монопольно высоких цен на оказываемые услуги и т.д. Новые антимонопольные правила будут относиться только к тем компаниям, которые имеют существенный оборот и могут оказывать влияние на рынок.




В подпункте «ф» п. 3 Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» предусмотрено, что целью совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, в том числе, является совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках. 

Список литературы

1. Соболь М. Госдума может ужесточить требования к маркетплейсам / М. Соболь, Е. Дубровина // Ведомости. 2023. 17 марта.

Остальные статьи