К вопросу об определении момента наступления «объективного банкротства» при привлечении к субсидиарной ответственности сквозь призму судебной практики
Аннотация
На сегодняшний день все чаще при решении вопроса о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по его обязательствам встает вопрос об «объективном банкротстве». Данная юридическая категория находит свое применение при разрешении вопроса о составе контролирующих лиц, а также при определении временного отрезка, с которого для целей применения соответствующего рода ответственности надлежит вести отсчет возникновения на стороне должника неплатежеспособности. При этом, при всей актуальности и востребованности обращения к данному институту, единого универсального инструментария для правильной «диагностики» момента наступления «объективного банкротства» в настоящий момент не предложено ни законодателем, ни судебной практикой. Автором исследуется роль и значение правильного выявления момента наступления «объективного банкротства» при привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», анализируются существующие на сегодняшний день в судебной практике подходы к данной правовой категории, выявляются проблемы, связанные с применением данного института, а также предлагаются пути их решения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 10/2023 |
Страницы | 42-51 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2023-10-42-51 |
В последние несколько лет, начиная с последних масштабных реформ Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), объем дел о несостоятельности юридических лиц значительным образом увеличился. В особенности стремительно возросло количество таких дел в период с 2020 г. по настоящее время, как следствие экономических потрясений, вызванных вначале пандемией COVID-19, а впоследствии и действиями недружественных государств на фоне специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией. При этом прослеживается абсолютно четко выраженная прямая зависимость между ростом объема рассмотренных дел о банкротстве и выделенных в рамках данных дел обособленных споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Следует отметить, что, несмотря на всю исключительность и экстраординарность применения данного инструментария, количество обособленных споров о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дел о несостоятельности неуклонно растет. Так, как следует из официальной статистики Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации, в 2017 г. было рассмотрено 781; в 2018 г. — 1304; 2019 г. — 3257; в 2020 г. — 9181; а за первые 2 квартала 2022 г. — 5570 дел.