Дата публикации: 25.09.2023

Предвыборная агитация в социальных сетях и иных средствах персональной интернет-коммуникации de lege ferenda

Аннотация

Избирательное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность ведения предвыборной агитации с использованием сети Интернет. Вместе с тем правовое регулирование этой деятельности весьма скупо и объединено с регулированием распространения печатных, аудиовизуальных и иных материалов. В статье доказывается, что правила ведения предвыборной агитации в социальных сетях и с использованием близких к ним форм взаимодействия пользователей должны быть урегулированы самостоятельным комплексом норм. Отмечается отсутствие в действующем законодательстве подходящей терминологической основы и предлагается термин «информационная система персональной интернет-коммуникации». С учетом особенностей распространения материалов в таких информационных системах обсуждаются необходимость в специфических дозволениях и запретах для участников избирательного процесса и иных лиц, а также основные подходы к осуществлению контроля за деятельностью этих лиц. В результате делается вывод, что достаточно внесения отдельных корректировок в федеральное избирательное законодательство и законодательство об информации




За последние двадцать лет информационное пространство в развитых государствах, в том числе в Российской Федерации, претерпело разнообразные изменения, обусловленные как социальными процессами, так и развитием технологической основы распространения информационных сообщений. Одним из заметных явлений стал феномен социальных сетей — информационных систем, предоставляющих возможность их пользователям делиться самостоятельно созданным или заимствованным из сторонних источников информационным содержимым (текстом, изображениями, аудио, видео) с определенным или неопределенным кругом лиц в целях поддержания дальнейшего социального и (или) информационного взаимодействия. Наблюдаемый рост их общественной значимости не обошел стороной отношения по поводу проведения выборов, в том числе в Российской Федерации, выразившись в активном размещении информационных сообщений, связанных с выборами, включая предвыборные агитационные материалы, от имени кандидатов и избирательных объединений. Есть основания утверждать, что популярные социальные сети начинают выполнять ту общественную функцию, которая ранее принадлежала телевидению и радио.

Список литературы

1. Брикульский И.А. Предвыборная агитация в социальных сетях: проблемы правового регулирования / И.А. Брикульский // Труды по интеллектуальной собственности. 2021. Т. 38. № 3. С. 61–81.
2. Выборы в мире: агитация в сети Интернет / И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов ; под общей редакцией И.Б. Борисова. Москва : Российский общественный институт избирательного права, 2017. 268 с.
3. Дужникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования / А.С. Дужникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 238–251.
4. Кожокарь И.П. Неполнота правовой регламентации как дефект системы российского права / И.П. Кожокарь // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 5. С. 82–87.
5. Кожокарь И.П. Понятие и признаки нормативно-правовых дефектов / И.П. Кожокарь // Евразийский юридический журнал. 2019. № 9 (136). С. 85–89.
6. Концепция стабильности закона / В.П. Казимирчук, С.В. Поленина, Н.В. Варламова [и др.] ; ответственный редактор В.П. Казимирчук. Москва : Проспект, 2000. 176 с.
7. Левин Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования / Л.М. Левин // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 50–57.
8. Мархгейм М.В. Предвыборная агитация в сети Интернет: версии доктрины и динамизм практики / М.В. Мархгейм, Л.И. Никонова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 3. С. 532–538.
9. Мушинский М.А. Эффективность законодательства в правоохранительной сфере и механизм ее обеспечения (теоретико-правовой аспект) : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.А. Мушинский. Санкт-Петербург, 2003. 25 с.
10. Социальные интернет-сети: правовые аспекты / С.А. Перчаткина, М.Е. Черемисинова, А.М. Цирин [и др.] // Журнал российского права. 2012. № 5 (185). С. 14–24.
11. Сырых Е.В. Общие критерии качества закона : диссертация кандидата юридических наук / Е.В. Сырых. Москва, 2001. 221 с.
12. Эффективность законодательства: вопросы теории и практики / Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев, А.А. Аюрова [и др.]. Москва : ИНФРА-М, 2015. 336 с.

Остальные статьи