Предвыборная агитация в социальных сетях и иных средствах персональной интернет-коммуникации de lege ferenda
Аннотация
Избирательное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность ведения предвыборной агитации с использованием сети Интернет. Вместе с тем правовое регулирование этой деятельности весьма скупо и объединено с регулированием распространения печатных, аудиовизуальных и иных материалов. В статье доказывается, что правила ведения предвыборной агитации в социальных сетях и с использованием близких к ним форм взаимодействия пользователей должны быть урегулированы самостоятельным комплексом норм. Отмечается отсутствие в действующем законодательстве подходящей терминологической основы и предлагается термин «информационная система персональной интернет-коммуникации». С учетом особенностей распространения материалов в таких информационных системах обсуждаются необходимость в специфических дозволениях и запретах для участников избирательного процесса и иных лиц, а также основные подходы к осуществлению контроля за деятельностью этих лиц. В результате делается вывод, что достаточно внесения отдельных корректировок в федеральное избирательное законодательство и законодательство об информации
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2023 |
Страницы | 28-32 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2023-3-28-32 |
За последние двадцать лет информационное пространство в развитых государствах, в том числе в Российской Федерации, претерпело разнообразные изменения, обусловленные как социальными процессами, так и развитием технологической основы распространения информационных сообщений. Одним из заметных явлений стал феномен социальных сетей — информационных систем, предоставляющих возможность их пользователям делиться самостоятельно созданным или заимствованным из сторонних источников информационным содержимым (текстом, изображениями, аудио, видео) с определенным или неопределенным кругом лиц в целях поддержания дальнейшего социального и (или) информационного взаимодействия. Наблюдаемый рост их общественной значимости не обошел стороной отношения по поводу проведения выборов, в том числе в Российской Федерации, выразившись в активном размещении информационных сообщений, связанных с выборами, включая предвыборные агитационные материалы, от имени кандидатов и избирательных объединений. Есть основания утверждать, что популярные социальные сети начинают выполнять ту общественную функцию, которая ранее принадлежала телевидению и радио.