Дата публикации: 24.09.2023

Нужна ли полицейскому история государства и права?

Аннотация

В статье предлагается не забывать о воспитательной роли полиции в российском обществе и значении того общекультурного и профессионального уровня, который позволяет полицейскому поддерживать безопасность, законность и правопорядок. Акцентируется то обстоятельство, что служащие полиции работают непосредственно с гражданами и своим отношением к делу формируют отношение общества к государству, от них в первую очередь зависит, будут ли люди доверять власти. Утверждается, что профессиональное образование полицейских непременно должно иметь историко-теоретический компонент, который создает прочный фундамент профессионального правосознания и соответствующее мировоззрение полицейского. Отмечается, что задача правильной профессиональной подготовки полицейского ставилась с момента создания в России специализированных органов охраны правопорядка, но решалась по-разному на разных этапах эволюции государства.




В советском фильме участковый уполномоченный лейтенант милиции, «деревенский детектив» Федор Иванович Анискин ежечасно разрешает проблемы своих односельчан, понимая свою задачу как заботу о безопасности и благополучии окружающих его людей. Так он понимает то, что на бюрократическом языке звучит как «внести весомый вклад в укрепление общественного порядка». Ему важно не столько наказать виновного, сколько достучаться до него, донести те правила и нормы, по которым должен жить порядочный и ответственный человек. Он, в принципе, понимает, что нужно поставить галочку в графу «профилактическая работа» своего ежегодного отчета, получить одобрение начальства, но это для него далеко не главное. По ходу сюжета становится очевидным, что природный ум, богатый жизненный опыт немолодого уже участкового с успехом заменяют пробелы в образовании. Вместо литературных примеров и исторических аналогий он всегда готов вспомнить поучительные истории из собственной жизни. Это помогает ему не только проучить при случае полуграмотного карьериста из района, но и дать мудрые советы администрации колхоза, на территории которого находится его участок. Такие милиционеры-участковые не легенда и не продукт советской пропаганды. Автор настоящей статьи и сама встречала таких бескорыстных служак и принимала их помощь…

Список литературы

1. Аузан А. Современный руководитель должен обладать широким кругозором / А. Аузан // Российская газета. 2019. 24 декабря.
2. Графский В.Г. Государство и технократия: историко-критическое исследование / В.Г. Графский. Москва : Наука, 1981. 288 c.
3. Гродский Г. По вопросу об образовании / Г. Гродский // Вестник полиции. 1914. № 17. C. 315–323.
4. Кашин. И еще образование полиции / Кашин // Вестник полиции. 1914. № 10. С. 180–193.
5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Cочинения. В 39 томах / К. Маркс, Ф. Энгельс ; Т. 3 / том подготовлен к печати И.И. Прейсом и А.А. Уйбо ; редактор Я.Б. Турчинс. 2-е изд. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 1–4.
6. Назимов А. Теория конституционализма и самоуправления Рудольфа Гнейста / А. Назимов. Ярославль : Печатня губ. правления, 1881. 3–49 c.
7. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. Москва : Облиздат, Алир, 1998. 672 с.
8. Халиуллина Л.Г. Система ведомственного образования МВД России на рубеже веков : исторический очерк. Июнь 1718 г. — декабрь 2006 г. / Л.Г. Халиуллина. Казань : Идел-Пресс, 2006. 272 с.
9. Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII веке / Б.Н. Чичерин. Москва : Тип. А. Семена, 1856. 591 с.
10. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена / Л.Е. Шепелев. Москва : Наука (Ленинградское отделение), 1991. 224 с.
11. Шпенглер О. Закат Европы : очерки морфологии мировой истории. В 2 томах. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер ; перевод с немецкого, вступительная статья и примечание К.А. Свасьяна. Москва : Мысль, 1998. 606 c.

Остальные статьи