Дата публикации: 26.09.2023

Служебные результаты интеллектуальной деятельности в рисках образования конфликта интересов

Аннотация

Аннотация. Цель. Статья посвящена вопросам предупреждения коррупционных рисков, связанных с созданием служебных результатов интеллектуальной деятельности работниками публично-правовых организаций, на которых распространяются антикоррупционные обязательства о передаче в доверительное управление активов, способных порождать конфликт интересов. Материалы и методы исследования. Предметом анализа и оценки стали положения антикоррупционного законодательства; применяются частно-научные методы исследования — анализа, аналогии, формально-юридический; исследуются судебные акты и труды экономистов по смежной тематике. Результаты. Автор раскрывает обстоятельства возникновения личной заинтересованности работников при осуществлении должностных полномочий и использования в корпоративных бизнес-процессах принадлежащих им активов, выраженных в результатах интеллектуальной деятельности. Приводятся доводы о латентном характере распоряжения такими активами вопреки корпоративным интересам, но в обеспечение личных выгод, связанных с их использованием в возмездном обеспечении нужд организаций, в которых осуществляют должностные полномочия их обладатели. Раскрывается генезис конфликта интересов и гражданско-правовых коррупционных деликтов, возникающих при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, требующих использования результатов интеллектуальной деятельности работников, инициирующих закупку или участвующих в формировании ее документации. Аргументируется необходимость профилактики конфликта интересов в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности работниками при помощи мер его урегулирования, учета создания объектов интеллектуальной собственности в ходе хозяйственной деятельности организации, администрирования трудовых правоотношений, использования гражданско-правовых механизмов защиты. Дискуссия. Неполноту антикоррупционных обязанностей работников публично-правовых организаций по декларированию принадлежащих им активов без учета объектов интеллектуальной собственности предлагается связывать с необходимостью более детального исследования причинного комплекса не только конфликта интересов, но и генезиса многих коррупционных правонарушений.




Обладание правом на служебные результаты интеллектуальной деятельности (РИД) лицами, имеющими статус работников публично-правовых организаций, способно ограничить исполнение ими полномочий в случаях, когда это образует риски возникновения конфликта интересов. Их обусловливают ситуации, при которых исполнение должностных полномочий работником утрачивает объективный и непредвзятый характер, способно умалять репутацию организации, в которой он работает, и вести к причинению вреда ее законным правам и интересам. Такие последствия образует личная заинтересованность работника в получении доходов от принадлежащих ему активов, выраженных в объектах интеллектуальной собственности, от их использования в целях личной коммерциализации, но в связи с обеспечением нужд или бизнес-процессов организации, в которой он трудится. 

Список литературы

1. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития / Ю.А. Варфоломеева. Москва, 2006. С. 144.
2. Семенович К.С. РИД, созданный в рамках гособоронзаказа на выполнение НИОКР / К.С. Семенович // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № 9. С. 14–19.
3. Солонович А. Деятельность государственных заказчиков и организаций —исполнителей НИОКТР в сфере правовой охраны и использования РИД / А. Солонович // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2016. № 7. С. 5–12.
4. Антонюк И.А. Особенности расчета начальной максимальной цены научно-исследовательских работ на предприятиях / И.А. Антонюк, Э.А. Пахомова // Экономика строительства. 2020. № 4. С. 36–46.
5. Новиков С.В. Методика оценки поставщиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закупочной деятельности / С.В. Новиков // Дискуссия. 2018. № 4 (89). С. 32–37.
6. Астанин В.В. Профилактика коррупционных правонарушений в организациях, контролируемых госкорпорациями : практическое пособие / В.В. Астанин. Москва : Юстицинформ, 2019. С. 95–98.
7. Астанин В.В. Антикоррупционные стандарты в сфере НИОКР / В.В. Астанин // Мониторинг правоприменения. 2013. № 2. С. 4–6.
8. Лопатина А.В. Об итогах VIII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» и его выводах о перспективах для ЕАЭС / А.В. Лопатина // Информационное право. 2016. № 3. С. 40–46.
9. Голобокова Г.М. Об итогах XII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» / Г.М. Голобокова // Информационное право. 2020. № 4. С. 45–48.
10. Дорошков В.В. Об итогах XIII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» / В.В. Дорошков // Информационное право. 2022. № 2. С. 46–48.

Остальные статьи