Дата публикации: 12.09.2023

Таможенный юридический комплаенс: направления развития

Аннотация

В статье исследуется современное состояние таможенного юридического комплаенса. Учитывая современную геополитическую обстановку для устойчивого развития экономики Российской Федерации, необходимо законодательно закрепить возможность применения систем внутреннего обеспечения соответствия требованиям таможенного законодательства, применение которых будет учитываться при изменении уровня риска либо при назначении наказания за совершение правонарушения в таможенной сфере. Многообразие видов таможенного юридического комплаенса подтверждает его актуальность и необходимость активного развития, что поможет обеспечить прогнозируемый рост как участникам ВЭД, так и всему государству.




В настоящее время одним из приоритетных направлений в российской экономике стало поддержание торгового профицита. Разрушение логистических цепочек экспорта и импорта товаров, вызванных санкциями (как напрямую, так и косвенно), ведет к усложнению и удорожанию высокотехнологичных производств внутри страны, возникновению проблем с обслуживанием иностранного оборудования, дефициту товаров на потребительском рынке и т.д. Все это обусловливает снижение роста ВВП, дестабилизацию курса национальной валюты и повышение уровня инфляции. Ответной мерой на введение санкций стало закрепление понятия «недружественное государство», разрешение параллельного импорта, а также налаживание новых логистических цепочек, чаще всего через государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако подобные действия приводят не только к стабилизации экономической ситуации в стране, но и к росту числа нарушений. Одним из возможных решений данной проблемы может стать юридический комплаенс. 

Список литературы

1. Головкин Р.Б. Юридический комплаенс: определение объема понятия / Р.Б. Головкин, В.С. Манохин // Вестник Владимирского юридического института. 2022. № 1 (62). С. 128–132.
2. Ермакова Н.А. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций / Н.А. Ермакова, Ч.Ф. Ахуньянова // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 3 (297). С. 2–10.
3. Корниенко А.С. Модель непрерывного улучшения процессов (PDCA) как возможная методологическая основа антимонопольного комплаенса / А.С. Корниенко, О.А. Москвитин, А.С. Березгов // Российское конкурентное право и экономика. 2023. № 1. С. 68–79.
4. Лабоськин М.А. Таможенный комплаенс в Российской Федерации: состояние и перспективы / М.А. Лабоськин, В.В. Николаев // ЭВ. 2023. № 1 (32). С. 13–17.
5. Плетюхина С.А. Комплаенс в системе внутреннего контроля организаций различных форм собственности / С.А. Плетюхина // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2020. № 19 (35). С. 126–132.
6. Румянцева Ю.Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации / Ю.Н. Румянцева // Пролог: журнал о праве. 2019. № 2 (22). С. 53–56.
7. Якимова В.А. Особенности применения комплаенс-процедур в системе внутреннего контроля экспортной деятельности предприятий / В.А. Якимова // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 4 (478). С. 459–486.

Остальные статьи