Дата публикации: 12.09.2023

Правовая природа и ответственность сторон узлового соглашения

Аннотация

В настоящей статье узловое соглашение рассматривается как самостоятельный договор, реализация которого возможна не только в рамках организации перевозки в прямом смешанном сообщении, но и заключаемый как отдельный договор между транспортными организациями. Значимость данной договорной конструкции просто огромна для таких транспортных организаций, как порты, основной деятельностью которых является перевалка грузов и обеспечение взаимодействия различных видов транспортных организаций. Вместе с тем в практике возникает достаточно много вопросов в связи с привлечением к гражданскоправовой ответственности сторон узлового соглашения. Именно данный аспект является основным предметом рассмотрения в настоящем исследовании. В статье установлены как общие вопросы ответственности сторон, так и неурегулированные законодательством условия, сформулированы выводы и предложения в отношении ответственности сторон узлового соглашения.




«Развитие человеческой цивилизации неизбежно сопровождалось перемещением грузов». Бесперебойная перевалка груза с одного вида транспорта на другой возможна только при слаженной работе всех транспортных организаций в пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобильные и водные пути, — в транспортных узлах. Юридической формой, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении по перевалке грузов, является узловое соглашение, которое заключается между транспортными организациями сроком на 5 лет, между дорогой и портом, автохозяйством, а при прямом водном сообщении — между морскими и речными портами. 

Список литературы

1. Астановский Г.Б. Гражданско-правовые вопросы перевозок грузов в прямом-смешанном железнодорожно-водном сообщении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Г.Б. Астановский. Москва, 1960. 19 с.
2. Данилин Е.М. Договор буксировки и смежные договорные обязательства (по материалам арбитражной судебной практики) / Е.М. Данилин, О.В. Карпеев // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 11. С. 44–48.
3. Карпеев О.В. К вопросу о «выравнивании» и «гармонизации» размера и предела ответственности железнодорожного перевозчика за просрочку доставки груза / О.В. Карпеев // Юрист. 2018. № 6. С. 50–55.
4. Карпеев О.В. Узловое соглашение / О.В. Карпеев // Юридический мир. 2012. № 7. С. 31–34.
5. Левушкин А.Н. Договоры в предпринимательской деятельности : учебник / А.Н. Левушкин. Москва : Проспект, 2021. 400 с.
6. Левушкин А.Н. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании / А.Н. Левушкин, И.К. Кузьмина // Транспортное право. 2022. № 4. С. 68–75.
7. Левушкин А.Н. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях / А.Н. Левушкин, И.К. Кузьмина // Транспортное право. 2022. № 2. С. 25–29.
8. Левушкин А.Н. Проверка контрагента перед заключением договора как непоименованный способ обеспечения исполнения предпринимательских обязательств / А.Н. Левушкин, С.Ю. Морозов // Юрист. 2021. № 7. С. 37–42.
9. Левушкин А.Н. Тенденции исполнения предпринимательских обязательств в правоприменительной деятельности / А.Н. Левушкин, И.К. Кузьмина // Современный юрист. 2020. № 2. С. 150–166.
10. Морозов С.Ю. Возмещение убытков экспедитором по российскому законодательству / С.Ю. Морозов // Гражданское право. 2015. № 3. С. 10–12.
11. Морозов С.Ю. Понятийные ряды в транспортном праве / С.Ю. Морозов, Т.С. Нагорная // Транспортное право. 2022. № 1. С. 8–11.

Остальные статьи