Дискреция прокуратуры в производстве по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов РФ за нарушение тишины и покоя граждан (размышления по поводу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от 2023 г. № 15-П)
Аннотация
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с механизмом обеспечения режима тишины и покоя граждан в ночное время, что является весьма актуальным вопросом жизнедеятельности современных городов и общежития соседей многоквартирных жилых домов. На основе анализа правовых позиций Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего поиска баланса между административной и гражданско-правовой формами обеспечения тишины и покоя граждан. Административноправовой механизм обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время несет в основе своей имманентные риски нарушения прав и законных интересов обвиняемой в совершении административного правонарушения стороны. Возложение на российскую прокуратуру полноты контроля над соблюдением тишины и покоя граждан в ночное время было бы неадекватным государственно-правовым решением, хотя чрезмерная дискреция прокуратуры в выборе методов прокурорского реагирования на факт правонарушения также заслуживает критики с конституционно-правовой точки зрения. Полиция должна быть обязана обеспечивать реализацию законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ в той же мере, в какой она это делает применительно к федеральному Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 03/2023 |
Страницы | 12-18 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2023-3-12-18 |
Одним из важных последствий конституционной реформы от 1993 г. явилось конституционно признанное право субъектов РФ на самостоятельное законотворчество, причем на равных основаниях вне зависимости от вида субъекта Федерации, будь то республика либо иной вид публично-территориального образования в составе России. Нельзя сказать, что субъекты РФ приобрели полную или даже достаточную степень законодательной дискреции, однако с течением времени стало сравнительно ясно и точно обнаруживаться, что в определенных областях правового регулирования законы субъектов РФ действительно имеют право на существование без риска их опровержения ввиду институционального противоречия федеральным правовым актам большей юридической силы1. В числе соответствующих нормативных правовых актов после 1993 г. важное место заняли законы субъектов РФ об административных правонарушениях.