Дата публикации: 29.08.2023

Дискреция прокуратуры в производстве по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов РФ за нарушение тишины и покоя граждан (размышления по поводу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от 2023 г. № 15-П)

Аннотация

Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с механизмом обеспечения режима тишины и покоя граждан в ночное время, что является весьма актуальным вопросом жизнедеятельности современных городов и общежития соседей многоквартирных жилых домов. На основе анализа правовых позиций Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего поиска баланса между административной и гражданско-правовой формами обеспечения тишины и покоя граждан. Административноправовой механизм обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время несет в основе своей имманентные риски нарушения прав и законных интересов обвиняемой в совершении административного правонарушения стороны. Возложение на российскую прокуратуру полноты контроля над соблюдением тишины и покоя граждан в ночное время было бы неадекватным государственно-правовым решением, хотя чрезмерная дискреция прокуратуры в выборе методов прокурорского реагирования на факт правонарушения также заслуживает критики с конституционно-правовой точки зрения. Полиция должна быть обязана обеспечивать реализацию законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ в той же мере, в какой она это делает применительно к федеральному Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.




Одним из важных последствий конституционной реформы от 1993 г. явилось конституционно признанное право субъектов РФ на самостоятельное законотворчество, причем на равных основаниях вне зависимости от вида субъекта Федерации, будь то республика либо иной вид публично-территориального образования в составе России. Нельзя сказать, что субъекты РФ приобрели полную или даже достаточную степень законодательной дискреции, однако с течением времени стало сравнительно ясно и точно обнаруживаться, что в определенных областях правового регулирования законы субъектов РФ действительно имеют право на существование без риска их опровержения ввиду институционального противоречия федеральным правовым актам большей юридической силы1. В числе соответствующих нормативных правовых актов после 1993 г. важное место заняли законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. С. 3–12.
2. Александрова Р.С. К вопросу о законотворчестве субъектов РФ в области установления административной ответственности / Р.С. Александрова // Российская юстиция. 2010. № 9. С. 6–9.
3. Бондарь Н.С. Пробелы в конституционном механизме реализации прав и свобод (практика Конституционного Суда Российской Федерации по их преодолению) / Н.С. Бондарь, Я.К. Чепенко // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 4. С. 8–16.
4. Бредихин И.Д. О специфике законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности за деяния, нарушающие тишину и покой граждан в ночное время / И.Д. Бредихин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право.
5. Буравлев Ю.М. К вопросу об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины / Ю.М. Буравлев // Административное право и процесс. 2021. № 6. С. 45–50.
6. Данилевич А.А. Конституционное регулирование прокурорского надзора в Республике Беларусь / А.А. Данилевич // Развитие судебной власти в Республике Беларусь : материалы международного круглого стола (г. Минск, 20 апреля 2017 г.) / ответственный редактор А.
7. Забелин Д.Н. Правило ‘lex specialis derogat generali’ как средство разрешения коллизий между общими и специальными нормами гражданского права / Д.Н. Забелин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия : Юридические
8. Кожевников О.А. Некоторые вопросы практики делегирования субъектами Российской Федерации государственных полномочий органам местного самоуправления в сфере административного законодательства / О.А. Кожевников // Право и образование. 2014. № 11. С. 112–118
9. Нарутто С.В. Конституционный принцип доверия в современном российском обществе / С.В. Нарутто, А.В. Никитина // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 13–18.
10. Никитин А.А. Усмотрение Конституционного Суда РФ и его роль в обеспечении законности / А.А. Никитин // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции «25-летие Российской Конституци
11. Никонова Ю.Ш. Реализация принципов государственного контроля (надзора) в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти / Ю.Ш. Никонова // Полицейская деятельность. 2018. № 2. С. 7–18.
12. Овсепян Ж.И. Законодательные полномочия и интересы субъектов Российской Федерации: к вопросу об обеспечении реализации конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ / Ж.И. Овсепян // Жур
13. Парцей В.Б. Определение прокурорского надзора в свете конституционной реформы — 2020 / В.Б. Парцей // Закон и право. 2021. № 1. С. 140–143.
14. Севрюгин В.Е. Административно-процессуальное право России: состояние, проблемы и перспективы / В.Е. Севрюгин // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19. № 1. С. 109–123.
15. Тубольцева А.В. Защита конституционных прав и свобод мерами административной ответственности / А.В. Тубольцева // Вестник Московского университета МВД России. 2004. № 1. С. 42–44.

Остальные статьи