Является ли статус конституционных (уставных) советов субъектов РФ конституционно-правовым?
Аннотация
Упразднение конституционных (уставных) судов в субъектах РФ и создание вместо них конституционных (уставных) советов поставили вопрос об их правовом статусе. В силу лаконичности федерального законодателя назначение этих государственных органов неясно, а их правой статус может быть очень разным. С 2023 г. начал работу Конституционный совет Республики Башкортостан, при этом упоминания о нем в Конституции Башкирии отсутствуют. В статье доказывается, что статус конституционных (уставных) советов субъектов РФ может быть только конституционно-правовым. При этом приводятся доводы, связанные с предметом конституционного права, с появлением советов на основании федерального конституционного закона, с условным «наследованием» советами функции региональных органов конституционной юстиции, с ограниченностью компетенции советов принципом разделения властей и их ролью в системе сдержек и противовесов. Также делаются выводы об обязательности создания конституционных (уставных) советов в субъектах РФ и наделении их статусом органа государственной власти (вопреки практике, складывающейся в регионах).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 03/2023 |
Страницы | 17-20 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2023-3-17-20 |
Если обратиться непосредственно к наименованию конституционный (уставный) совет субъекта РФ, то ответ на вопрос, поставленный в названии публикации, кажется очевидным — да, статус является конституционно-правовым. Однако конституционные (уставные) советы не упоминаются в Конституции РФ. Не упоминается Конституционный совет и в Конституции Башкирии, хотя он учрежден и начал функционирование в 2023 г. Кроме того, согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», государственные органы субъектов РФ могут создаваться законами субъектов Федерации без их упоминания в Основном законе субъекта РФ. В сочетании с крайне лапидарной формулировкой ч. 7 ст. 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» о праве субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) советы без конкретизации их назначения и компетенции может сложиться парадоксальная ситуация, когда они окажутся достаточно далеки от правовой охраны Основного закона и конституционного нормоконтроля, а превратятся в консультативно-экспертные органы, как, например, Уральский институт регионального законодательства, существующий в Свердловской области с 1996 г. И в этом случае, действительно, говорить об их именно конституционно-правовом статусе будет очень сложно.