Исполнение решений Конституционного Суда. Часть I: социально-политическое содержание и юридическая природа
Аннотация
Вопросы исполнимости судебных решений относятся к так называемым вечным проблемам, требующим постоянного внимания как законодателя, так и правоприменителей. Данное обстоятельство обусловлено во многом самой природой судебной власти и ее решений, наличием специальных юридических механизмов исполнения данных актов, равно как и значением политической воли конкретных субъектов соответствующих отношений по реализации требований, сформулированных в судебных решениях. Очевидно, что значение данных факторов заметно увеличивается с повышением уровня судебной инстанции, выносящей соответствующее решение. Как следствие, наибольшая сложность с исполнением наблюдается именно в отношении решений высших судебных инстанций. Между тем в силу особого конституционного статуса названных органов именно их практика реализации принимаемых решений оказывает значительное воздействие на национальный правопорядок и саму правовую систему. Учитывая широкий, комплексный характер соответствующей проблематики, авторы предлагают ее анализ в рамках публикации, состоящей из двух частей, представляющих собой две относительно самостоятельные статьи. В настоящей статье (часть первая) основное внимание сконцентрировано на анализе социально-политических и юридических характеристик института исполнения решений Конституционного Суда РФ, в том числе в соотношении с самоисполнимостью данных актов. Самостоятельного внимания заслуживают вопросы, связанные с законотворческими, правоприменительными, доктринальными характеристиками действующих механизмов исполнения решений Конституционного Суда РФ на федеральном и субфедеральном уровнях, необходимостью их совершенствования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 03/2023 |
Страницы | 1-9 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2023-3-1-9 |
Вместо введения — постановка проблемы Исполнимость решений высших судебных инстанций представляется одной из ключевых проблем любого национального правопорядка в силу особого конституционного предназначения как самих судебных органов, так и тех функций (связанных прежде всего с необходимостью обеспечения единого правоприменительного пространства в масштабах всей страны), которые на них возложены Основным законом государства. В данном вопросе Российская Федерация не является исключением. Особое конституционное предназначение Конституционного Суда РФ (далее — КС РФ) как органа, обеспечивающего конституционность национального законодательства (в том числе с точки зрения его правоприменения), а также Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ), в том числе формирующего фактически общеобязательные интерпретационные правила для всей нижестоящей судебной системы в формате «разъяснений по вопросам судебной практики» (ст. 126 Конституции РФ), обусловливает необходимость доктринального осмысления проблем, связанных с обеспечением эффективности правосудия посредством совершенствования механизмов исполнения принимаемых судебных актов.