Дата публикации: 15.08.2023

К вопросу о правовом регулировании городских агломераций в России

Аннотация

В основе современной политики пространственного развития российского государства лежит идея определения как сформировавшихся, так и потенциальных центров опережающего экономического и социального роста, позволяющих обеспечить его эффективность и устойчивость, — городских агломераций. Аккумулируя необходимые для такого роста ресурсы, они выступают центрами притяжения и иных территорий, включающихся в социальные и экономические отношения. Хотя городские агломерации и возникают «естественным» путем, их значение для пространственного развития столь велико, что государство закономерно стремится выработать механизм управления их формированием и становлением, в том числе через правовое регулирование агломерационных процессов. Несмотря на то, что в экспертном сообществе необходимость регулирования городских агломераций на уровне специального федерального закона представляется сомнительной, подавляющее большинство ученых и практиков не отрицают важности нормативной регламентации отдельных процессов в механизме управления городскими агломерациями. В статье проведен анализ основных направлений формирования правовой базы городских агломераций. Авторы подчеркивают, что правовое регулирование городских агломераций должно базироваться на понимании того, что весьма существенный объем вопросов, связанных с их статусом, находится в сфере компетенции муниципального уровня публичной власти, а их решение требует межмуниципального взаимодействия.




Общемировая тенденция формирования локальных «точек» экономического роста страны, концентрации ее социально-экономического потенциала в ограниченном числе центров присуща и нашему государству. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. отмечается, что к началу 2020-х годов в стране сформировалось порядка сорока городских агломераций, демонстрирующих устойчивую тенденцию к росту численности населения. Тем не менее ключевыми центрами экономического роста выступают лишь 19 из них, и этого недостаточно для обеспечения его динамики. Большинство городских агломераций демонстрируют крайне низкий уровень комфортности городской среды и дисбаланс пространственного развития. Все это объективно требует внимания к агломерационным процессам с позиций регулирования их развития и предотвращения возможных негативных последствий этого процесса (в частности, экологических). Зачастую рост агломерации объективно влечет за собой ухудшение и без того неудовлетворительного состояния экологии: сокращаются лесные и сельскохозяйственные угодья, возрастает дефицит зеленого фонда, деградируют уникальные природные экосистемы. 

Список литературы

1. Галиновская Е.А. Городская агломерация как правовая категория: постановка проблемы / Е.А. Галиновская, Н.В. Кичигин // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 141–156.
2. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. Межмуниципальное сотрудничество как механизм управления городскими агломерациями : монография / А.Н. Швецов, Е.В. Антонов, Д.А. Куликов [и др.] ; под редакцией К.А. Ивановой. Москва : Прос
3. Кабанова И.Е. Межмуниципальное сотрудничество как способ управления муниципальной собственностью: пути преодоления законодательных коллизий / И.Е. Кабанова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 2. С. 90–96.
4. Коростелева М.В. Муниципальные округа как субъекты градостроительных отношений / М.В. Коростелева, Н.В. Коростелева // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 4. С. 19–23.
5. Коростелева М.В. Обращение с твердыми коммунальными отходами как фактор обеспечения экологической безопасности: анализ зарубежного и российского опыта / М.В. Коростелева, Н.В. Коростелева // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительно
6. Шугрина Е.С. Общая характеристика российских агломераций: соотношение de juro и de facto / Е.С. Шугрина, Г.В. Миронова // Местное право. 2018. № 1. С. 3–24.

Остальные статьи