Информационная политика минимального государства
Аннотация
В статье поднимается проблема реализации информационной политики в условиях балансирования между тенденциями минимизации и максимизации государства. На основе анализа теории минимального государства проводится исследование динамики государственной информационной политики, тенденции развития правового регулирования информационной сферы сопоставляются с основными тезисами этой теории. В соответствии с объектами информационной безопасности выделяются направления государственной информационной политики. Делается вывод о существовании противоречия между движением (или стремлением части общества) к либертарианской версии государства, к минимальному государству, и революционными изменениями информационнокоммуникативной среды, породившими новый тип насилия — информационное насилие, явленное человечеству в виде информационных войн. Гармонизация разнонаправленных тенденций — расширения государственного вмешательства в сферу реализации информационных прав и свобод, в том числе через закрепление новых оснований такого вмешательства, например традиционных ценностей, и роста гиперсетевых свойств информационного пространства, обеспечивающего нивелирование большинства классических административных механизмов регулирования, — есть первейшая задача государственной информационной политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2023 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2221–3287-2023-3-20-24 |
Кризис информационного общества и управления процессами информационной сферы со стороны административных структур есть порождение общего кризиса государства, утраты им качеств суверенитета, что проявляется и в потере контроля над информационным обменом как на персональном, так и на национальном уровнях. Размывание основных функций государства как формы устройства общества связывается с переходом механики контроля в иную ипостась, не имеющую отношения к структурной иерархии власти специально выделенного аппарата. Уменьшение государства или появление признаков «минимального государства» есть следствие рождения принципиально иных качеств социального контроля, основанных на глобализации информационного обмена и его масштабировании до общемирового. Анализ этой тенденции требует исследования различий «государства как ночного строжа» и «государства социального благоденствия», а также предпосылок этих различий — способностей широких слоев населения к саморегулированию и самодерминации как условиям минимального государства. Например, известный принцип социальной справедливости Дж. Ролза, названный эгалитаризмом удачи, означает недостаточность апелляции к заслугам при оправдании неравенства в благосостоянии в связи со случайностью самого распределения талантов среди людей. Однако отмечаются и противоречия ролзановского идеала братва с принципом различения и заслуженности неравенств, которые и означают глубинные противоречия между основаниями максимального и минимального государства.