Дата публикации: 25.07.2023

Судебно-искусствоведческая экспертиза как средство исследования

Аннотация

Рассматривается проблема назначения судебно-искусствоведческой экспертизы. При ее исследовании применялись теоретические методы: логический, сравнение, системный анализ; эмпирический: обзор нормативных актов. Утверждается, что в настоящее время можно отметить отставание формирования методических рекомендаций при назначении судебно-искусствоведческой экспертизы, в случае споров о праве в сфере художественной культуры. Доказывается, что недостаточная информированность субъектов доказывания о развитии общественной практики в различных направлениях художественной деятельности приводит к некорректному выбору судом, следователем и дознавателем субъектов судебноискусствоведческой экспертизы. Отмечается, что некорректное назначение определенного подвида судебно-искусствоведческой экспертизы, согласно предмету доказывания, имеет субъективный характер. Доказывается, что дифференциация объектов и субъектов судебно-искусствоведческой экспертизы, согласно направлениям научных знаний; расширение источников информации в поисково-познавательной деятельности субъектов доказывания в сфере художественной культуры, полагаем, удовлетворят потребность судопроизводства в специальных искусствоведческих знаниях. Научная новизна заключается в: 1) обозначении дифференциации видов и подвидов судебно-искусствоведческой экспертизы, согласно видам творческой деятельности; 2) оптимизации методических рекомендаций назначения судебно-искусствоведческой экспертизы как средства доказывания в делах, имеющих отношение к сфере художественной культуры.




Информационное общество реформировало традиционные виды деятельности и создало новые, повлияв на формирование общественных отношений в целом и в частности на социально-правовые и правовые в сфере художественной культуры. Вместе с тем в сфере уголовного и гражданского судопроизводства наблюдаются проблемы некорректного назначения определенных видов судебно-искусствоведческой экспертизы, что приобрело острый характер в последние два десятилетия — время развития новых отраслей деятельности в сфере художественной культуры. 

Список литературы

1. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза : курс общей теории / Т.В. Аверьянова. Москва : Норма, 2007. 479 с.
2. Белкин Р.С. Основы судебной экспертизы. Ч. 1. Общая теория // Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 томах. Т. 3 / Р.С. Белкин. Москва : Юристъ, 1997. 408 с.
3. Бессонов А.А. Частная теория криминалистической характеристики преступлений : диссертация доктора юридических наук / А.А. Бессонов. Элиста, 2017. 456 с.
4. Егоров Н.Н. Средства доказывания в их криминалистическом значении / Н.Н. Егоров // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 5 (33). С. 45–59.
5. Лавров В.П. Частные криминалистические теории: Современное состояние и тенденции развития / В.П. Лавров // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3–2. С. 85–90.
6. Новикова А.Н. О специализации в профессии архитектора. Исторический очерк / А.Н. Новикова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 1 (23). С. 30–38.
7. Потапов С.А. Понятия и соотношения уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристик преступления / С.А. Потапов // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 11. С. 336–345.
8. Шаталов А.С. Алгоритмизация и программирование расследования преступлений в системе криминалистической методики / А.С. Шаталов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 155–172.

Остальные статьи