Дата публикации: 09.05.2023

Тайна профессионального образования в обеспечении охраны медицинской тайны

Аннотация

Правовое регулирование общественных отношений по поводу охраны сведений, составляющих медицинскую (врачебную) тайну гражданина, обязанными лицами при получении ими профессионального образования представляется неполным. Проблема заключается в регулировании общественных отношений в сфере образования средствами и методами, применяемыми для профессиональной тайны, что не всегда эффективно и, как результат, не в полной мере отвечает интересам гражданина. Различия в механизмах правового регулирования в законодательстве о здравоохранении и об образовании, в том числе различие в правовых статусах обязанных лиц, объективно ставят вопрос о признании самостоятельного правового института тайны профессионального образования и одноименного ему правового режима и, соответственно, о внесении изменений в действующее законодательство. Методологическую основу составили методы: формально-логический, анализа и синтеза, системно-структурный, аналогии, иные методы.




Правовые нормы по поводу охраны обязанными лицами информации, составляющей медицинскую тайну, при получении ими профессионального образования в настоящее время в качестве правового института научным сообществом не признаны, несмотря на очевидную необходимость в этом. До принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ) образовательные медицинские учреждения входили в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 54 действовавших ранее Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и норм иных актов обязанности по охране медицинской тайны пациента в ходе образовательного процесса, как правило, возлагались на медицинские организации, оказывающие ему медицинскую помощь. Обучающиеся лица допускались к информации, составляющей медицинскую тайну, в соответствии с программами профессионального обучения под контролем медицинского персонала, на который возлагалась ответственность за их профессиональную подготовку. В организациях здравоохранения издавались локальные акты по возложению обязанностей по контролю за соблюдением обучающимися медицинской тайны на руководителя обучения (практики, интернатуры, ординатуры и т.д.). 

Список литературы

1. Богославская О.В. Медицинская тайна в российском гражданском праве : диссертация кандидата юридических наук / О.В. Богославская. Волгоград, 2006. 182 с.
2. Вырва П.А. Конфиденциальность персональных данных, подпадающих под правовой режим врачебной тайны, в образовательном процессе студентов медицинских вузов / П.А. Вырва, С.И. Гутник // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки
3. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита / М.Н. Малеина. 2-е изд., испр. и доп. Москва : МЗ Пресс, 2001. 244 с.
4. Рабец А.М. Право ребенка на частную жизнь и на личную тайну / А.М. Рабец // Человеческий капитал. 2012. № 1 (37). С. 9–12.
5. Улицкий С. Правовые аспекты врачебной тайны / С. Улицкий // Законность. 2006. № 9. С. 14–16.
6. Чернышев А.В. Врачебная тайна и информированное согласие в учебном процессе и научных исследованиях / А.В. Чернышев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 2. С. 765–767.

Остальные статьи