Критерии ненадлежащего обеспечения права осужденных к лишению свободы на медицинскую помощь
Аннотация
В работе раскрывается специфика обеспечения реализации права осужденных к лишению свободы на медицинскую помощь, анализируются причины, структура и динамика жалоб осужденных в сфере охраны здоровья, а также механизм внутригосударственного и международного контроля за надлежащим оказанием медицинской помощи лицам, лишенным свободы. Определяется изменение места и роли субъектов этого контроля в связи с выходом России из Совета Европы и исключением ЕСПЧ из числа субъектов международного контроля за соблюдением прав лиц, лишенных свободы. Формулируются градация и критерии непредоставления или ненадлежащего оказания лишенному свободы лицу медицинской помощи, а также предлагается замена терминологии в этой сфере.
Ключевые слова
- право осужденного на охрану здоровья и медицинскую помощь
- непредоставление или ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи
- Европейский суд по правам человека
- внутригосударственный механизм защиты от ненадлежащих условий содержания
- пытки и иное жестокое
- бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание
- компенсация за ненадлежащие условия содержания
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 03/2023 |
Страницы | 33-38 |
Правовое регулирование медицинского обеспечения лиц, лишенных свободы, исходит из содержания ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Развитие положений этой конституционной нормы осуществлено в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее — УИК РФ) среди основных прав осужденных закреплено право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (ч. 6 ст. 12). Важно подчеркнуть, что обеспечение охраны здоровья осужденных определено и как обязанность учреждений, исполняющих наказания (ч. 4 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Признавая специфику условий охраны здоровья в местах лишения свободы, законодатель (ч. 1 ст. 101 УИК РФ) определяет приоритет норм Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110, далее — ПВР ИУ) в сфере процедуры организации и предоставления лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи осужденным (раздел XII, пр. 154–198).