Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
Аннотация
Повышение уровня жизни граждан, утративших трудоспособность по старости, является одной из ключевых задач государства, ни раз озвученных на самом высоком уровне. Однако до настоящего времени основные параметры, характеризующие эффективность системы пенсионного обеспечения, показывают, что принимаемые меры не оказывают нужного влияния на рост уровня и качества жизни лиц старшего поколения. Основным механизмом поддержания реальных доходов пенсионеров в Российской Федерации является индексация, однако в последнее время отсутствует единство подхода в характере ее проведения, в результате чего она охватывает не всех пенсионеров по старости, а размер индексации, привязанный к уровню прошлогодней инфляции, оказывает компенсационное, но не превентивное влияние на уровень жизни пенсионеров. Наиболее эффективно, по мнению авторов, было бы изменить действующий механизм индексации страховых пенсионных выплат с привязкой к росту номинальной заработной платы и расширить его действие на всех получателей пенсионных выплат, а именно и на работающих пенсионеров, а также дополнить систему социальной защиты граждан за счет альтернативных мер социального обеспечения пенсионеров, в частности в натуральной форме, за счет организации постоянного сотрудничества государства с розничными торговыми сетями, маркетплейсами, производителями сельхозпродукции и другими представителями бизнеса на основе принципа взаимовыгодности. Реализовать предлагаемые меры наиболее целесообразным представляется через внедрение и развитие на всей территории Российской Федерации единой системы электронных социальных карт.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 02/2023 |
Страницы | 28-36 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2023-2-28-36 |
Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным, и для того чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь, необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее — ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера3. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.