Дата публикации: 29.08.2023

Дефекты диссертаций по теоретико-правовой проблематике и нестандартные приемы подачи результатов исследований

Аннотация

Цель. Представить результаты обобщения и охарактеризовать дефекты диссертаций на соискание доктора и кандидата юридических наук по теоретико-правовой проблематике, а также нестандартные приемы подачи результатов диссертационных исследований, определить причины их воспроизводства и предложить меры по преодолению негативных практик. Методология: всеобщий диалектический метод познания, анализ, синтез, индукция, дедукция. Выводы. Анализ диссертаций, защищенных в последние пять-семь лет, показал увеличение количества диссертационных работ, в которых тема не соответствует уровню исследования (тема кандидатской диссертации сформулирована как тема докторской, и наоборот — тема докторской как название кандидатской). Возросло число диссертаций на соискание кандидата наук на темы, связанные с разработкой методологии юридической науки. Качество, теоретическая и практическая значимость этих работ оставляют желать лучшего по причине объективной научной незрелости авторов, слабого владения познавательным инструментарием и отсутствия надлежащего научного руководства. Эксперименты последних лет с привнесением в теоретико-правовые диссертационные исследования элемента междисциплинарности, не создают нового вклада в науку теории государства и права, как и диссертации по методологической тематике, ставят в сложное положение авторов диссертаций и диссертационные советы, в которых они были защищены. Из теоретико-правовых диссертационных исследований, прежде всего диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, почти совсем ушла эмпирика. Диссертанты в большинстве своем анализируют исключительно понятия и категории, но не закономерности, которые должны изучаться, осваиваться теоретико-правовой наукой. За пределами предмета диссертационных исследований оказались реальные процессы, тенденции, имеющие место в реальной жизни. Встречаются казусы, демонстрирующие вызывающие «образцы» культуры представления результатов исследования, включая соотнесение авторской точки зрения с научными позициями других ученых, а также необоснованное приобщение авторов диссертаций к научным результатам своих предшественников. Важным и необходимым условием недопущения тиражирования этих казусов являются дисциплина и ответственность всех участников подготовки и защиты диссертаций. Научная и практическая значимость. Представленные в статье авторские наблюдения, обобщения и выводы высвечивают проблемные зоны в области подготовки диссертаций по теоретико-правовой проблематике и могут послужить делу повышения качества диссертационных работ, уровня научных результатов, а также способствовать развитию научных основ правотворчества и правореализации, включая правоприменение, быть определенным ориентиром или памяткой для лиц, осуществляющих подготовку диссертации, а также планирующих приступить к этой работе.




Многолетний опыт работы в экспертном совете по праву, а ныне — по праву и политологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее — экспертный совет) позволяет автору статьи, с одной стороны, видеть в динамике общую картину того, что происходит в области подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата юридических наук, анализировать соответствующую эмпирику. Картина открывается иная, нежели та, которая предстает перед членами диссертационного совета. Члены экспертного совета в силу своих функциональных обязанностей наблюдают полный спектр диссертаций, «выпускаемых» всеми научными юридическими школами страны (и даже некоторыми из ближнего зарубежья) по всем научным специальностям (по юридическим наукам). С другой стороны, этот опыт дает основания рассуждать, в том числе публично, о том, что хорошо, а что не очень здорово в этой области, о позитивных и негативных тенденциях, складывающихся практиках и др. 

Список литературы

1. Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. Москва : Прогресс-Традиция, 2003. 743 с.
2. Черногор Н.Н. Типичные дефекты и возможности повышения качества диссертаций / Н.Н. Черногор // Юридическое образование и наука. 2019. № 7. С. 50–53.
3. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна / И.Л. Честнов. Санкт-Петербург : СПбИВЭСЭП, 2002. 269 с.

Остальные статьи