(Не)предсказуемость решений органов конституционной юстиции (на примере Франции)
Аннотация
Деятельность органов конституционного правосудия всегда направлена на преодоление неопределенности в общественных отношениях. Конституционный совет Франции прошел в этом смысле весьма длительный путь с 1959 г. по настоящее время. За этот период правовые позиции Совета много раз претерпевали коренные изменения, создавая новые направления в его практике. При этом для гражданского общества и профессионального сообщества юристов очень важно понимать и в известной мере предвидеть такие изменения в его практике. Решения Совета сами по себе должны быть определенными и прогнозируемыми. Для выявления этого французская конституционно-правовая доктрина рассматривает внешние и внутренние по отношению к Совету факторы, способные привести к изменению его правовых позиций. Анализ этих факторов позволяет сделать будущие решения Конституционного совета ожидаемыми.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2023 |
Страницы | 58-62 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-8-58-62 |
Непредсказуемость в области конституционного правосудия является, по нашему мнению, весьма важной и в то же время сложной проблемой. С одной стороны, конституционный суд (как, впрочем, и любой другой) не может быть ограничен в своей деятельности ничем, кроме самой конституции и законодательства. Этот тезис едва ли нуждается в обосновании, ведь конституционный суд, как правило, венчает собой пирамиду судебных учреждений (формально или фактически). Его постановления не подлежат обжалованию, высказанные в них правовые позиции обязательны для всех органов власти, граждан и организаций. Даваемое судом толкование конституции фактически изменяет ее содержание, придавая ее нормам подчас иной смысл. Орган конституционного правосудия обладает нередко монополией на толкование Основного закона страны, как, например, обстоит дело в России. Проще говоря, конституционный суд самостоятелен, обособлен и независим.