Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
Аннотация
Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том, и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 08/2023 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2023-8-15-18 |
В настоящее время судебный контроль за законностью нормативных правовых актов, изданными органами государственной власти, местного самоуправления и иными субъектами, наделенными публичными полномочиями, осуществляется в порядке административного и арбитражного судопроизводства путем оспаривания данных актов по правилам гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) (прямой контроль), а также ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ); ч. 2 ст. 15 КАС РФ, ч. 2 ст. 13 АПК РФ (косвенный контроль).