Дата публикации: 10.07.2023

Практика рассмотрения споров об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в связи с образованием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Аннотация

Цель. Изучить законодательство и существующую судебную практику по вопросу отказа в предоставлении субсидий и компенсаций отдельным категориям лиц в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства и устранению правовой неопределенности. Методология: при написании статьи использовались как общенаучные, так и частные методы познания, в том числе метод материалистической диалектики, логический метод, метод анализа и синтеза, историко-правовой метод, формально-юридический метод. Выводы. По результатам исследования делаются выводы о том, что субсидии и компенсации не предоставляются при наличии у граждан непогашенной задолженности, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом. Вместе с тем ни федеральное законодательство, ни зачастую региональное законодательство не указывают на необходимость выяснения причин образования задолженности при решении вопроса об отказе в предоставлении субсидий и компенсаций. В связи с чем предлагается внести изменения в п. 5 ст. 159 ЖК РФ и в п. 3 ст. 160 ЖК РФ о том, что задолженность должна быть вызвана недобросовестностью со стороны плательщика услуг. Научная и практическая значимость. Выводы, полученные по итогам проведенного исследования, могут быть использованы практикующими юристами при применении норм права, а также органами законодательной власти при совершенствовании действующего законодательства.




Действующим законодательством в целях реализации общих положений, установленных ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), предусмотрен комплекс мер социальной поддержки. К таким мерам, в частности, относятся закрепленные в ст. 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) положения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан.  

Список литературы

1. Камдина Л.В. Оценка влияния пандемии COVID-19 на качество жизни населения / Л.В. Камдина // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 11 (445). С. 224–230.
2. Карданова И.В. Совершенствование правового механизма осуществления мер социальной поддержки в Российской Федерации: конституционный аспект / И.В. Карданова // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 15–17.
3. Репьев А.Г. Льготы в законодательстве, юридической науке и практике / А.Г. Репьев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. № 1. С. 224–245.
4. Экономические и социальные последствия коронавируса в России и в мире. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ. 2020. № 8 / над выпуском работали: А.Б. Жулин. С.М. Плаксин, С.А. Фаризова [и др.]. Высшая школа экономики, 2020. 150 с.
5. Яновский В.В. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органами местного самоуправления Российской Федерации / В.В. Яновский // Управленческое консультирование. 2007. № 2. С. 118–142.

Остальные статьи