Дата публикации: 10.07.2023

Формирование профессионального правосознания как определяющая компетенция юридического образования

Аннотация

Введение. В данной статье ставится вопрос о роли преподавателя в формировании профессионального правосознания студентов в сегодняшних реалиях. Цель. Определить основные этапы обучения студентов юридических вузов, основанных на профессиональных компетенциях. Методологическая основа: совокупность диалектического, метафизического и системного методов исследования, а также анализ учебных рабочих программ. Результаты. Аргументирована авторская позиция относительно способов формирования профессионального правосознания у студентов юридических направлений подготовки. Выводы. При формировании профессионального правосознания студенты проходят определенные этапы, особую роль выполняет в этом процессе преподаватель. Этапами формирования правосознания являются: принадлежность будущего юриста к особой социальной группе; систематизация знаний о праве; выработка профессиональных навыков работы с нормативным материалом; выработка мотивации строгого неуклонного следования закону. Практическая значимость. Данное исследование обосновывает вышеуказанные этапы формирования правосознания, которые работают в процессе обучения и воспитания будущего юриста. Этот подход применим не только в процессе освоения юридической специальности, но и в любой другой гуманитарной сфере, где требуется переход от обыденного к профессиональному сознанию.




Современное юридическое образование базируется на освоении основных юридических дисциплин, в том числе на формировании компетенций, носящих профессиональный и общекультурный характер, помогающих освоить поставленные задачи. Среди профессиональных компетенций выделяется та, в рамках которой студент, получающий юридическое образование, способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры. Это становится определяющим при формировании таких компетенций, как «способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; владение навыками подготовки юридических документов». 

Список литературы

1. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. Москва : НОРМА ; ИНФРА-М, 1998. 288 с.
2. Сальников В.П. Роль университетского образования в повышении правовой культуры общества / В.П. Сальников // Правовая культура в России на рубеже столетий : материалы Всероссийской научнопрактической конференции (г. Волгоград, 16–17 февраля 2001 г.) : сбор
3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология : учебник / А.Л. Свенцицкий. Москва : ТК «Велби», Проспект, 2004. 336 с.
4. Тихомиров Ю.А. Право: современные границы регулирования / Ю.А. Тихомиров. Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2008. 184 с.

Остальные статьи