Дата публикации: 04.07.2023

Поручения Президента Российской Федерации — локальный правовой акт конституционного уровня

Аннотация

Поручения Президента Российской Федерации существуют с 90-х годов XX в., и они до сих пор остаются актуальной проблемой в отечественном праве. Не определена природа данного института: можно ли назвать его нормативным правовым актом, какое место он занимает в иерархии правовых актов? Цель работы — определить правовую природу поручений Президента Российской Федерации. По результатам исследования делается вывод, что поручения Президента РФ достаточно эффективны в рамках российского законодательства. Поручение является служебным документом внутреннего взаимодействия органов государственной власти, что дает возможность определить его как «локальный правовой акт конституционного уровня».




На сегодняшний день важную роль в управлении государством играют поручения Президента РФ, посредством принятия которых глава государства эффективно взаимодействует с органами власти всех ветвей при определении основных направлений внутренней и внешней политики, а также при осуществлении своей функции гаранта прав и свобод человека и гражданина. Зачастую Президент РФ издает перечни поручений сразу после мероприятий, в которых сам принимает участие. 

Список литературы

1. Артамонов А.Н. Поручение Президента как правовой акт / А.Н. Артамонов // Вестник Брянского государственного университета. 2020. № 3 (45). С. 149–154.
2. Артамонов А.Н. Правовые акты в Российской Федерации : учебное пособие / А.Н. Артамонов. Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. 108 с.
3. Ваньков А.В. Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными аспектами правотворчества Президента Российской Федерации / А.В. Ваньков // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 6 (61). С. 14–18.
4. Кичалюк О.Н. Поручения и указания Президента РФ как форма реализации компетенции главы государства в сфере исполнительной власти / О.Н. Кичалюк // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теори
5. Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики / В.В. Комарова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6 (46). С. 15–23.
6. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации / Кутафин О.Е. Москва : Юристъ, 2002. 348 с.
7. Лучин В.О. Указное право в России / В.О. Лучин. Москва : Велес, 1996. 52 с.
8. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации : Конституция и политическая практика / Л.А. Окуньков. Москва : Норма, 1996. 234 с.
9. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для студентов вузов / А.М. Осавелюк. Москва : Юнити-Дана, 2012. 505 с.
10. Саввин Л. Сильной власти без дисциплины не бывает. Комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. № 1536 «О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации» / Л. Савв
11. Современные проблемы организации публичной власти : коллективная монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2014. 596 с.
12. Старцев И. Поручения Президента РФ: анализ инструмента дискреционных действий / Старцев И. // Обзор сравнительных исследований между Востоком и Западом. 2000. Т. 31. № 2. С. 139–158.
13. Уманская В.П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования / В.П. Уманская // Закон. 2010. № 5. С. 29–35.
14. Щипанов А.В. Полномочия Президента Российской Федерации: варианты классификаций / А.В. Щипанов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 10. С. 284–287.

Остальные статьи