Актуальные проблемы влияния технологии deepfake на деятельность правоохранительных органов
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам влияния технологии deepfake на деятельность правоохранительных органов. Авторы анализируют одно из перспективных направлений применения искусственного интеллекта в юридической психологии — технологию создания виртуальных двойников реальных людей, способных имитировать их поведение в виртуальном пространстве, в том числе речь идет и о изображении в реальном масштабе времени (технология «дипфейк»). Приводится авторское определение понятия «дипфейк», рассматривается история появления указанной технологии, а также анализируются преимущества и недостатки двух основных способов выявления дипфейков — криминалистических и нейросетевых детекторов. Авторы приходят к выводу, что, во-первых, существует возможности использования технологии «дипфейк» в противоправных целях, что требует совершенствования законодательства, во-вторых, требуют анализа риски разрушения существующей системы доказательств, основанной на фото- и видеофиксации, в связи с внедрением технологии «дипфейк», в-третьих, необходимо осмысление возможности правомерного использования технологии «дипфейк» сотрудниками правоохранительных органов, что требует совершенствования организации и тактики применения дипфейка в правоохранительных целях, а также разработки психологических рекомендаций по применению дипфейка в деятельности правоохранительных органов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 02/2023 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2023-2-2-8 |
При взгляде на все виды деятельности в самом широком смысле слова, так сказать, «с высоты птичьего полета», можно свести все виды человеческой деятельности, в том числе и в юридически релевантных (значимых) ситуациях, к четырем ее видам — игра, учение, труд, общение. Если игра является ведущим видом деятельности в детстве, когда в ходе игры ребенок усваивает социальный опыт, учение становится ведущим видом деятельности в период обучения в отрочестве и юности, а труд — при исполнении служебных обязанностей во время трудоспособного возраста, то общение сопровождает человека на протяжении всей его жизни — и в детском саду, и в школе (институте), и в период трудовой деятельности, и на пенсии. Именно поэтому проблемы общения являются ключевым разделом не только социальной, но и юридической психологии.