Парламентский совет по делам обороны как институционная гарантия защиты прав военнослужащих и военнобязанных в Норвегии
Аннотация
Статья посвящена анализу правовых основ статуса и деятельности особого институционного механизма защиты прав военнослужащих и военнообязанных в Норвегии — Совета по делам обороны, который выполняет функции коллегиального института военного омбудсмана в этой стране. Автор рассматривает состав, порядок формирования, задачи Совета, особенности его деятельности. Статья написана на основе новейшего законодательства, принятого в Норвегии в 2021 г., а также научных источников российских и норвежских исследователей. Отдельное внимание в статье уделяется типологии института военного омбудсмана в зарубежных странах, а также законопроекту «Об уполномоченных по защите прав военнообязанных и военнослужащих в Российской Федерации», внесенному в Государственную Думу в октябре 2022 г.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2023 |
Страницы | 65-69 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-6-65-69 |
Идея учреждения механизма защиты прав военнослужащих впервые возникла в Швеции, где в 1915 г. при распределении сфер деятельности между парламентскими омбудсманами одному из них было поручено рассмотрение жалоб от военнослужащих. Однако в других зарубежных странах эта институционная гарантия получила конституционно-правовое признание и развитие только после Второй мировой войны. Норвегия стала одной из первых стран, учредившей в 1952 г. специальную квазипарламентскую структуру — Совет по делам обороны (норв.: Ombudsnemnd for Forsvaret), который стал рассматриваться как коллегиальный институт военного омбудсмана. Создание этого органа вполне вписалось в общую тенденцию послевоенного конституционного развития этой скандинавской страны, связанную с усилением роли парламента в государственном механизме и расширением его контрольных полномочий, что отмечали в своих исследованиях профессор М.А. Могунова и профессор М.А. Исаев.