Изменение баланса разделения властей в ходе подготовки и реализации конституционной реформы 2020 г.
Аннотация
В работе осмысляется процесс осуществления конституционной реформы 2020 г. и роль высших органов государства в ее подготовке и реализации. Отмечается, что реформа 2020 г. наметила новую тенденцию в российском конституционализме, связанную с развитием коммуникативных практик в системе высших органов публичной власти, которые предполагают вовлечение в процесс конституционной трансформации Конституционного Суда РФ и парламента, их взаимодействие с главой государства в принятии конституционных поправок и последующей конституционализации публичной политики. Делается вывод о влиянии концепции коммуникативного конституционализма на формирование сбалансированной модели разделения властей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2023 |
Страницы | 17-23 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2023-6-17-23 |
В современной науке конституционного права конституционная реформа рассматривается как особый вид преобразования конституции, связанный с масштабной трансформацией конституционного текста, затрагивающей несколько конституционно-правовых институтов, а также оказывающий воздействие на широкий круг общественных отношений в сфере государственного и общественного строя. Так, Т.Я. Хабриева отмечает, что о конституционной реформе следует говорить только при радикальном обновлении конституционной системы публичной власти или устоев общества. На наш взгляд, конституционную реформу необходимо понимать как процесс, сочетающий в себе политические и правовые процедуры модернизации конституционных институтов современной Российской Федерации в ходе подготовки реформы и ее реализации, как посредством внесения конституционных поправок, так и законодательного и судебно-интерпретационного развития новых положений Основного закона. Поэтому с позиций предложенного профессором И.А. Кравцом концепта коммуникативного конституционализма необходимо рассмотреть механизм взаимодействия высших органов публичной власти в процессе подготовки и реализации конституционной реформы и влияние характера такого взаимодействия на баланс разделения властей.