Дата публикации: 30.05.2023

Оптимизация института задержания подозреваемого в российском уголовном процессе с позиции баланса публичного и частного интересов

Аннотация

В статье выявляется проблема определения того момента, с которого необходимо исчислять 48-часовой срок нахождения лица в условиях физической изоляции без судебного решения в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. На основе формально-юридического анализа отмечается, что положения ч. 1 ст. 92 УПК РФ, необходимой для практического применения, ясности и однозначности не содержат. Предлагается с учетом частного интереса сместить срок задержания к тому моменту, когда следователем было завершено следственное действие с лицом, предшествующее его юридическому задержанию. Кроме того, необходим учет времени участия лица, задержанного в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, в следственных действиях, предшествующих его задержанию, как в срок избранной ему судом меры пресечения, так и назначенного впоследствии наказания в виде лишения свободы.




Среди процессуалистов до сих пор нет единства в определении того момента, с которого необходимо исчислять 48-часовой срок задержания подозреваемого в порядке ст. 91 и 92 УПК РФ. В связи с этим ученые выделяют фактическое и юридическое задержание. 

Список литературы

1. Азаренок Н.В. С какого момента следует исчислять срок задержания подозреваемого? / Н.В. Азаренок, А.А. Давлетов // Российский следователь. 2018. № 5. С. 8–11.
2. Мельников В.Ю. Меры принуждения в уголовном процессе России : монография / В.Ю. Мельников. Москва : Юрлитинформ, 2011. 252 с.
3. Палиева О.Н. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления: реалии и перспективы регулирования как нормы политического института / О.Н. Палиева // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2023. № 1 (
4. Сопнева Е.В. Заподозренный как способ выражения подозрения / Е.В. Сопнева // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 7 (44). С. 1474–1480.

Остальные статьи